Игрушки и игровой материал

Дидактическая игра «Что из чего сделано» подходит для занятий в детских садах и дома. Она знакомит дошкольников с основными физическими свойствами предметов, учит выявлению и обобщению объектов по материалам, из которых они изготовлены. Занятие предназначено для детсадовцев старшей и средней группы, развивает память, концентрацию внимания, логическое мышление.

Игра «Из чего сделано»

Есть несколько вариантов увлекательного занятия для дошкольников, для каждого нужно подготовить игровой материал.

Цель дидактической игры «Что из чего сделано» – совершенствование представления об окружающих предметах, о материале, из которого они изготовлены.

image

Задачи:

  • формирование представления о создании и физических характеристиках объектов окружающего мира;
  • знакомство с продукцией, производимой руками человека;
  • формирование представления о назначении разных вещей и значимости человеческого труда;
  • развитие любознательности, расширение кругозора и словарного запаса по теме «Предметы»;
  • обучение навыку сравнения, определения причинно-следственных связей;
  • улучшение памяти, концентрации внимания, речевых навыков, способности логически мыслить;
  • воспитание навыка коллективной работы, взаимодействия с окружающими.

image

Вариант 1

Для игры необходимо сделать коробочки, подписанные «Металл», «Резина», «Бумага», «Древесина», «Пластик», «Шерсть», «Мука», «Стекло», а также вырезать квадратные картинки, изображающие предметы и продукты, изготовленные из перечисленных материалов.

Играть могут несколько воспитанников или один ребенок. Воспитатель задает наводящие вопросы. Например: «Что сделано из муки?». Игрок выбирает картинки хлеба, печенья, кекса, макарон, пирога и прочие, кладет в соответствующую коробочку.

Вариант 2

Для игры нужно сделать вместительные коробочки с крышками, подписать «Металл», «Древесина», «Пластик», «Резина». Также найти небольшие предметы, изготовленные из этих материалов: пуговицу, воздушный шарик, катушку от ниток, ластик, ложечку и прочее. Задача детей – распределить предметы по коробочкам правильно.

В процессе игры можно экспериментально определять физические свойства вещей. Пусть дети их потрогают, попробуют погнуть, поцарапать.

Вариант 3

Для игры нужно подготовить игровое поле, разделенное на 4 сектора разных цветов: «Металл», «Древесина», «Стекло», «Пластик». В каждом секторе нарисовать пустые ячейки. Также сделать соответствующие размеру ячеек картинки, изображающие объекты, сделанные из перечисленных материалов.

Участники делятся на 4 команды по секторам. Педагог раскладывает картинки лицевой стороной вниз. Дети поочередно берут карточки. Если картинка совпадает с сектором команды, кладут на ячейку, если нет, возвращают на место. Побеждает команда, которая первой заполнит все ячейки своего сектора.

Еще можно поиграть в вопросы. Педагог кладет карточки лицевой стороной вниз. Каждый участник поочередно берет картинку, показывает остальным, задает вопрос. Например: «Кружку делают из резины?» или «Из чего сделана мебель?». Каждый игрок отвечает. Ответившие неверно получают штрафной значок. Победителем оказывается игрок, проштрафившийся наименьшее число раз.

Активные занятия на свежем воздухе — залог гармоничного развития ребенка. Уличные детские площадки упрощают организацию увлекательного досуга для ребят разных возрастных групп и позволяют создавать неограниченное количество сценариев для сюжетно‑ролевых и спортивных игр. При выборе наиболее подходящей необходимо учитывать различные факторы: от особенностей прилегающего ландшафта до количества и возраста детей. В помощь вам специалисты компании «БРОКСТАЛЬ» подготовили обзорную статью, раскрывающую особенности проектирования, комплектации и подбора игровых комплексов:

Обзор существующих предложений

Современные производители предлагают широкий ассортимент готовых комплексов и отдельных игровых элементов, отличающихся формой, цветом, размерами, материалами изготовления и другими параметрами. Большой выбор продукции может поставить любого покупателя в тупик: не всегда легко понять, какие детские площадки для улицы в наибольшей степени будут соответствовать нуждам и безопасности ребят. При подборе подходящей конструкции рекомендуется учитывать:

  • возраст детей, для которых приобретается комплекс;
  • местоположение площадки (придомовая территория, коттеджный участок, школьный или детсадовский двор);
  • ценовая категория.

Уличные детские площадки для различных возрастных групп состоят из разнообразного оборудования. Например, дети в младшем дошкольном возрасте склонны не столько к активным, сколько к тематическим играм и занятиям, направленным на развитие мелкой моторики. Поэтому их заинтересует дворовая уличная площадка, на которой есть песочницы, «домики», «качалки» и другие элементы.

У младших школьников уже другие потребности: уличные площадки для ребят от 7 лет оборудуются скалодромами, мишенями, высокими горками — конструкциями, предназначенными исключительно для активного времяпрепровождения.

Чем старше ребенок, тем сложнее должны быть элементы в игровом комплексе. Для подростков на уличных площадках будут актуальны полосы препятствий, баскетбольные кольца, хоккейные коробки, спорткомплексы с турниками.

Если детская игровая площадка устанавливается на улице для общественного пользования, то она должна сочетать в себе оборудование, интересное и безопасное для детей разных возрастов. Поэтому большинство производителей делят их на несколько функциональных зон.

Функциональное зонирование

Деление уличной игровой площадки на зоны:

  • Зона шумных и подвижных игр. Эта часть оборудована всевозможными лазалками, канатами, рукоходами, при этом должно быть предусмотрено достаточное пространство для бега и другой физической активности.
  • Зона спокойных занятий. К такому времяпрепровождению относятся различные сюжетно‑ролевые и созерцательные игры, в организации которых помогают такие игровые элементы, как «домик» или «паровозик». В этой же зоне устанавливается песочница и различные пружинные «качалки» для малышей.
  • Зона отдыха. Дополнительно комплектуются скамейками, беседками, тентами и навесами, рядом с ними разбиваются клумбы — организуется комфортное место для отдыха детей и взрослых.

Чем больше функциональных зон у площадки — тем она интереснее для ребят и тем больше возможностей доступно для всевозможных игр. По желанию заказчика уличная площадка может совмещаться со спортивной полосой препятствий, дополняться оборудованным местом для настольных игр. Каждая зона может быть укомплектована различными видами оборудования, о которых мы расскажем ниже.

Виды игрового оборудования

Детские площадки для улицы включают в себя следующие элементы:

  • Качалки‑балансиры. Предназначены для развлечения детей в возрасте 3–7 лет. Необходимая безопасность обеспечивается за счет наличия поручней.
  • Качалки на пружине. Стандартно имеют одну или две красочно оформленные пружинные качалки. Они предназначены для малышей в возрасте от двух‑трех лет. Рекомендуется выбирать яркие конструкции оригинальной формы: например, в виде животных или транспорта. Необычное исполнение привлекает внимание ребенка и помогает ему развивать фантазию.
  • Качели. Один из самых востребованных и универсальных элементов, интересный для ребят абсолютно любого возраста — невысокие качели с огражденными сидениями. Для ребят старшего возраста такая конструкция не подходит: сидение должно быть открытым, достаточно просторным, сами качели — высокими и с большой амплитудой движения. Если обустраивается дворовая детская площадка, то лучше выбрать двойные качели или установить несколько одинаковых элементов — это позволит избежать скопления детворы.
  • Лазалки сложных форм. Комплектуются одной или несколькими лазалками. Чем сложнее их форма — тем интереснее игровой элемент для ребят старшего возраста. Занятие на этом оборудовании способствует укреплению мышечного корсета, развитию гибкости и ловкости.
  • Горки. Различаются высотой, вариантом исполнения лестницы, наличием крытой зоны. Высокие изделия рассчитаны на детей старшего возраста, небольшие пологие спуски — для малышей.

Также классическими видами оборудования являются песочницы, домики и рукоходы. Но в последнее время уличные детские площадки содержат и необычные игровые элементы. К ним относятся скалодромы, вагончики и другое оборудование, позволяющее разнообразить активные игры на свежем воздухе.

Детские игровые комплексы

Детские площадки для улицы можно самостоятельно сформировать из отдельных конструкций, предлагаемых производителем, либо приобрести уже готовый игровой комплекс. У такого решения есть свои преимущества.

Во‑первых, комплексы проектируются с учетом потребностей детей разных возрастных групп, поэтому они привлекут внимание как малышей, так и ребят старшего возраста. Во‑вторых, в них оптимально сочетаются зоны для активных и пассивных занятий, то есть они подходят для реализации различных игровых сценариев. Третье преимущество комплекса — он занимает относительно немного места, что упрощает его монтаж в условиях ограниченного пространства.

Однако уличные площадки, укомплектованные самостоятельно (или по проекту, разработанному производителем под индивидуальные требования заказчика), отличаются большим разнообразием элементов, поэтому чаще бывают интереснее для детей. Покупатель получает возможность непосредственно влиять на окончательную стоимость продукции, добавляя или убирая в смету новые позиции, тогда как цена стандартного игрового комплекса фиксированная и не подлежит изменению.

Классификация детских площадок по назначению

По назначению уличные детские площадки условно можно поделить на частные и общественные. Частные приобретают для установки на дачах и в загородных домах. При подборе такого оборудования необходимо учесть следующие нюансы:

  • Ограниченный размер двора. Уличная детская площадка занимает много места — для каждого элемента есть обязательная «зона безопасности», в которой нельзя располагать другие конструкции. Поэтому зачастую частные площадки комплектуются относительно малым количеством игрового оборудования.
  • Небольшое количество детей. Частные уличные детские площадки рассчитаны на небольшое количество ребят одного возраста. Целесообразно выбирать элементы с учетом возраста ребенка и постепенно обновлять площадку: с ростом малыша докупать более сложные и интересные изделия.
  • Упор на спортивное оборудование. Зачастую родители стремятся построить детскую площадку, чтобы мотивировать ребенка на активные занятия спортом на свежем воздухе. Этому способствуют различные спортивные элементы. Умеренная физическая нагрузка не только развивает силу и выносливость, но и укрепляет здоровье, способствует избавлению от стресса, улучшает усидчивость, дает необходимый заряд энергии для успешной учебы.

По другим критериям оцениваются уличные детские площадки для общественного использования. Такие сооружения должны быть максимально разнообразными и предоставлять игровое пространство для детей разного возраста. При этом зоны для малышей, младших школьников и подростков лучше отделить друг от друга — это повышает безопасность использования площадки.

Большое значение приобретает качество изготовления. Общественные детские площадки для улицы должны быть особо прочными, износостойкими и долговечными, поскольку они испытывают повышенные (по сравнению с частными комплексами) нагрузки.

Материалы изготовления

Эксплуатационные характеристики изделий зависят от использованного сырья и материалов. Чтобы детская игровая уличная площадка выдерживала высокие разнонаправленные нагрузки без повреждения, опорные элементы выполняются из высококачественного металла. Металлические детали покрываются защитным лакокрасочным слоем. Он предотвращает коррозию и продлевает срок службы готового изделия.

Часть производителей заменяют металлические конструкции на пластиковые. Это спорное решение: с одной стороны, пластик хорошо сопротивляется внешним атмосферным воздействиям — детские площадки для улицы не ржавеют, не гниют, выдерживают резкие температурные перепады, но при отрицательных температурах пластиковые детали становятся хрупкими — их проще сломать. Изготавливаемая ластмасса не рассчитана на большой вес ребенка и изнашивается быстрее, чем металл. Поэтому целесообразно использовать пластиковые детали только в тех случаях, когда уличные детские площадки устанавливаются исключительно для малышей (при минимальных расчетных нагрузках).

Также допускается использование пластмассы для изготовления сидений, навесов, поручней и ограждений. Но они могут изготавливаться и из дерева (влагостойкая ДСП). В таком случае деталь проходит дополнительную обработку антисептиками, зачищается до гладкости и покрывается слоем полимерной краски.

Вне зависимости от того, из каких материалов произведена детская игровая уличная площадка, она должна соответствовать следующим требованиям:

  • Прочность и долговечность. В технической документации к оборудованию указана максимальная нагрузка (возраст и вес детей), на которое оно рассчитано, ее превышение ведет к ускоренному износу и порче конструкций.
  • Устойчивость к атмосферным осадкам, ультрафиолетовому излучению, температурным колебаниям. Детские площадки для улицы не должны менять свои характеристики под воздействием этих внешних факторов.
  • Экологическая безопасность. Все использованные в процессе производства материалы (включая клеевые составы и лакокрасочное покрытие) должны быть нетоксичными.

Санитарно‑гигиенические требования к площадкам

Детская игровая уличная площадка должна соответствовать санитарным нормам, разработанным и утвержденным на государственном уровне. Основные требования следующие:

  • Поверхность игровых и спортивных элементов не должна иметь острых выпуклостей. С этой целью все сварные швы шлифуются, а на крепеж устанавливаются пластиковые заглушки.
  • Для покрытия выбираются материалы, устойчивые к широкому спектру внешних воздействий, включая моющие и дезинфицирующие средства.
  • Используемое полимерное сырье должно иметь санитарно‑эпидемиологическое заключение на соответствие гигиеническим нормам.

Также разработаны дополнительные рекомендации. Согласно им, уличные детские площадки должны оборудоваться песочницами с крышками, песок в которых должен полностью обновляться раз в год. Желательно регулярно проводить уборку на территории площадки, не допускать переполнение мусорных баков и ежемесячно проверять песок на биологическое загрязнение.

Чтобы быть уверенным, что детские площадки для улицы изготавливаются в соответствии с требованиями гигиенических норм, необходимо запросить у производителя сертификаты качества.

Установка площадки

Безопасность использования детского игрового оборудования зависит также от соблюдения СНиП при монтаже конструкций. Для каждого элемента есть свои утвержденные нормы, касающиеся глубины подготовленного отверстия и зоны безопасности рядом с конструкцией.

Правильно установленные уличные детские площадки способны выдерживать высокие нагрузки без повреждения. Поэтому рекомендуется доверить монтаж профессионалам. Специалисты готовы построить детскую площадку быстро и качественно, а наличие специального инструмента позволяет проводить подготовительные работы в сжатые сроки и гарантировать прочную фиксацию опор в грунте.

Выбор подходящего изделия

Перед тем как приобрести детские площадки для улицы, специалисты рекомендуют оценить следующие факторы:

  • Площадь территории и расположение участка. Игровые элементы должны располагаться на удалении от проезжей части и пешеходных дорожек. Лучше, чтобы рядом были зеленые насаждения — они защищают детей от ветра и солнца. Если участок ограничен, лучше отказаться от покупки элементов с большой зоной безопасности (например, высоких качелей) и предпочесть компактное оборудование (лазалки, качалки).
  • Возраст детей. Чем старше ребенок — тем разнообразнее должны быть элементы на детской площадке. Для малышей достаточно оборудовать песочницу и приобрести крытый домик, для подростков — установить на площадке спортивную полосу препятствий. Если использовать оборудование будут дети разных возрастов, то имеет смысл рассмотреть покупку готового многофункционального комплекса.
  • Наличие у производителя сертификатов качества и безопасности. Ознакомьтесь со всеми документами перед тем, как закупить оборудование — так вы будете уверены в том, что покупаете надежные и долговечные изделия, не теряющие своих характеристик при минусовых температурах.

При выборе производителя, также стоит обратить внимание на предлагаемые им дополнительные услуги. Удобно, если изготовитель не только реализует оборудование, но и выполняет его доставку и монтаж. В таком случае, дворовая детская площадка будет установлена с соблюдением всех норм и правил в минимальные сроки.

Именно такие условия сотрудничества предлагает своим клиентам компания «БРОКСТАЛЬ». Благодаря широкому ассортименту игровых элементов, спортивного оборудования и готовых комплексов, каждый заказчик с легкостью подберет вариант, исходя из своих предпочтений и запланированного бюджета.

Вернуться к списку

«Создание предметно — игровой среды для детей раннего и дошкольного возраста».  

    Игра как культурная форма деятельности ребёнка передаётся ему двумя путями – через живые образы деятельности взрослого и через игровой материал.

    Чтобы подбирать материал для детской игры, необходимо определить, какие игрушки будут наиболее полезны для освоения и активизации игровой деятельности на каждом возрастном этапе.

    Игра ребёнка дошкольного возраста представляется в двух видах:

    — сюжетная игра;

    — игра с правилами.

    Разновидности сюжетной игры:

    — ролевая игра (ребёнок принимает на себя игровую роль, вокруг которой строится воображаемая ситуация);

    — режиссёрская игра (воображаемая ситуация развёртывается через действия игрушечных персонажей, которые служат как бы посредниками между ребёнком и игровыми ролями);

    — игра-фантазирование (воображаемая ситуация развёртывается преиму-щественно в речи и представлении, сюжетные события происходят с кем-то, т.е. ребёнок не отождествляет себя с какой-то конкретной ролью).

    В дошкольном детстве происходит постепенный переход от овладения предметным (условным) замещающим действием (в 2-3 года) к ролевому действию – в форме собственно ролевой игры (в 3-5 лет) и к сюжетосложению в форме режиссёрской игры или игры-фантазирования (в 5-7 лет).

    Игра с правилами также имеет свои культурные формы:

    — игра на физическую компетенцию (подвижная, на ловкость),

    — игра на умственную компетенцию (внимание, память, комбинаторику),

    — игра на удачу (шансовая), предъявляющая минимальные требования к способностям играющих.

    Игра с правилами складывается у дошкольников постепенно. Ребёнок прежде всего осваивает действия по правилу (в 2-4 года), затем – представление о выигрыше в рамках готовых правил (в 4-5,5 лет) и в дальнейшем приобретает способность видоизменять правила по договору с партнёрами (в 5,5-7 лет).

    Все эти изменения игры на протяжении дошкольного детства включаются в общую тенденцию психического развития ребёнка: он постепенно освобождается от ситуационной связанности внешней обстановкой, его действия начинают всё в большей мере зависеть от замысла, который заставляет ребёнка активно преобразовывать предметно-игровую среду “под замысел”. Ребёнок становится всё менее зависимым от игрушек и игрового материала, специально созданного для обслуживания игры: к концу дошкольного возраста любая вещь может получить игровое значение – быть встроена в сюжетную игру или стать поводом для возникновения игры с правилами.

    Исходя из этих общих представлений об игровой деятельности можно обозначить типы игрового материала для сюжетной игры и игры с правилами. Принято выделять следующие компоненты воображаемой ситуации:

    — персонажи (роли),

    — действия персонажей,

    — пространство (место) действия.

    Воображаемая ситуация в детской игре поддерживается предметными опорами.

    Типы игрового материала для сюжетной игры:

    1. предметы оперирования — игрушки, имитирующие реальные предметы,

    2. орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздавать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.п.)

    3. игрушки-персонажи — разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же относится игровой материал, представляющий ролевые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например белая шапочка врача, каска пожарника, красочный ремень ковбоя и т.п.

    4. маркеры (знаки) игрового пространства — игрушки (игровой материал), указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т. п.).

    Чтобы правильно подбирать игровой материал с учетом специфики детской сюжетной игры, необходимо рассмотреть его со стороны меры условности.

    В достаточно ёмком понятии меры условности игрушки скрыты три параметра:

    первый параметр — ее внешний облик. В одних случаях это копия реального предмета, (например, игрушечный автомобиль — модель, в крайнем выражении — действующая модель). Этот тип игрушки можно называть реалистической или игрушкой-копией.

    В других случаях игрушка может быть достаточно обобщенным отображением реального предмета, например, деревянный игрушечный грузовик может не быть точной копией настоящего грузовика, но отображает его типичные черты: наличие кузова, кабины, колес. Такого рода игрушки принято называть прототипическими игрушками.

    второй параметр, определяющий меру условности игрушки, — ее размер. Игрушки могут быть крупными, соразмерными ребенку, приближающимися к величине реальных предметов (например, игрушечный пластмассовый молоток, утюг и пр.). Это полюс наименее условных игрушек. Игрушки могут быть мелкими, располагающими к режиссерской игре (например, фигурки людей и животных, гаражи, железные дороги, наборы самолетов, автомобилей и пр.). Это полюс наиболее условных игрушек. Ряд между этими полюсами заполняется игрушками среднего размера.

    третий параметр связан со степенью её готовности. Так, принято выделять готовые игрушки и сборные. Готовую сюжетную игрушку мы можем отнести к полюсу минимальной условности, сборную — к полюсу максимальной условности (только после ряда неигровых действий по сборке такая игрушка становится собственно сюжетной, например сборная модель самолета, сборная железная дорога и пр.). В последнее десятилетие появился большой промежуточный класс игрушек по этому параметру — так называемые трансформеры, которые представляют собой изначально готовую сюжетную игрушку, но через ряд последовательных трансформаций она, не теряя своей целостности, может быть преобразована в совершенно иной по смыслу предмет.

    Типы игрового материала для игры с правилами.

    Как и для сюжетной игры, материал для игры с правилами подобирается с учетом её культурных форм.

    1) материал для игр на физическую компетенцию (подвижных, на ловкость),

    2) материал для игр на удачу (шансовых),

    3) материал для игр на умственную компетенцию.

    Для игр на физическую компетенцию — это материалы (предметы, наборы предметов), поддерживающие результативное действие по правилу. Примером таких материалов могут служить мячи, мешочки для бросания, наборы кеглей, кольцебросы и т. п.

    Для игр на удачу (шансовых) существуют специально созданные материалы — настольные игры типа “лото” с самым разнообразным тематическим содержанием.

    Предметной опорой игр на умственную компетенцию также служат настольные игры: детское домино (с картинками), а также шашки, шахматы, нарды и т. п., не отличающиеся от “взрослых” игр.

    Следует иметь в виду, что существует множество традиционных игр для дошкольников с правилами, которые не имеют предметной опоры и регулируются только словесным договором. Это могут быть подвижные игры (например “салки”), а также большой класс игр на умственную компетенцию, так называемые словесные игры — на упражнение внимания, памяти, комбинаторику (например, игры “Да и нет не говорите”, “Нагружаем пароход” и т.п.).

    Освоение игры с правилами связано с последовательным включением в детскую практику простых подвижных игр с предметом и результативным действием (2-4 года), игр на удачу (4-5,5 лет) и игр на умственную компетенцию (5-7 лет). Соответственно игровой материал для возрастных групп должен подбираться с учетом поэтапного добавления материала для нового типа игры и усложнения материала для уже освоенного типа.

      Организация предметно-игровой и пространственно-развивающей среды является необходимым условием формирования игровой деятельности ребенка. Одно из требований к организации развивающей среды – создание возможностей для удовлетворения потребностей детей в новых впечатлениях, в открытии нового, позволяющих фантазировать, перевоплощаться в самых разнообразных героев.

      Пространство игровой комнаты необходимо организовать таким образом, чтобы оно позволяло детям свободно перемещаться, одновременно играть нескольким группам детей, чтобы в случае необходимости любой ребенок мог уединиться для индивидуальной игры.

      Для игры детей 2-3 года, почти всецело зависящих от внешней обстановки, необходимы наборы игрового материала, в которых представлены все типы сюжетообразующих игрушек (персонажи, предметы оперирования, маркеры пространства).

      Главные требования к «интегральной среде для всестороннего развития ребёнка»:

      • среда должна быть гетерогенной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребёнка;

      • среда должна быть связной, позволяющей ребёнку, переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты;

      • среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребёнка, так и со стороны взрослого;

      • среда должна соответствовать эмоциональному благополучию малыша, среда как часть «Я» ребёнка («То, что меня согревает»). Содержание её определяется предметами и игрушками, которые ребёнок приносит из дома. Они являются носителями эмоционального благополучия для малыша, так как напоминают ему о близких людях, когда он испытывает грусть или одиночество.

      Игровые средства и оборудование по основным направлениям раз-

      вития ребёнка:

      • оборудование для развития общих движений;

      • игровые средства для развития мелкой моторики;

      • игровые средства для развития сенсорного восприятия;

      • игровые средства для развития мышления;

      • игровые средства для развития речи и языка;

      • игровые средства для ознакомления с окружающим миром;

      • игровые средства для социально-эмоционального развития;

      • игровые средства и материалы для творческого развития;

      • игровые средства и оборудование для организации сюжетной игры.

      В пространстве группового помещения имеются 4 целостные тематические зоны. Это комплексы материалов (и часть пространства) для развертывания бытовой тематики:

      1) шкафчик с посудой, кухонная плита и несколько кукол на стульчиках вокруг стола;

      2) кукольная кровать, шкафчик с “постельными принадлежностями”, диванчик, на котором могут сидеть и куклы, и дети;

      3) домик-теремок — ширма со скамеечкой или модулями внутри, где могут “жить” мягкие игрушки-звери, прятаться и устраивать свой “дом” дети; здесь же может развертываться игра взрослого с детьми по мотивам простых сказок;

      4) автобус-каркас с модулями-сиденьями внутри и рулем.

      Остальные игровые материалы размещаются в низких стеллажах, пластмассовых емкостях, переносных ящиках. Все материалы, находящиеся в поле зрения, доступны детям.

      Во второй младшей группе используется тот же принцип, что и первой младшей группе, но сюжетообразующие наборы становятся более мобильными. Здесь воспитатель предлагает детям перемещать маркеры игрового пространства (чтобы не мешать другим играющим), соединять их по смыслу сюжета, т. е. постепенно направляет детей на частичную переорганизацию обстановки.

      В средней группе предметно-игровая среда существенным образом изменена. Постоянные тематические зоны уступают место более гибким сочетаниям игрушек. Дети уже частично сами организуют среду под замысел.

      Тематические зоны сокращаются до ключевого маркера условного пространства, а подходящие игрушки-персонажи располагаются в непосредственной близости на стеллажах, полках.

      Кухня для кукол в этой возрастной группе уже должна быть представлена только мобильной плитой; кукольная спальня и столовая — одной кукольной кроватью, столиком и диванчиком, которые легко перемещаются; все остальное достраивается детьми из других материалов. Универсальная “водительская” зона также становится мобильной, она представлена штурвалом или рулем на подставке, который легко переносится с места на место. Пара ширм обеспечивает огораживание любого условного игрового пространства (дома, корабля и пр.).

      В старшей и подготовительной группах весь игровой материал размещается таким образом, что дети могут легко подбирать игрушки, комбинировать их “под замыслы”. Стабильные тематические зоны полностью уступают место мобильному материалу — крупным универсальным маркерам пространства и полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место.

      В обслуживании игровых замыслов универсальные маркеры игрового пространства и полифункциональный материал приобретают наибольшее значение. Крупные и средние игрушки-персонажи как воображаемые партнеры ребенка уходят на второй план, поскольку все большее место в детской деятельности занимает совместная игра со сверстниками. Функция сюжетообразования принадлежит разнообразным мелким фигуркам-персонажам в сочетании с мелкими маркерами пространства — макетами. В известном смысле мелкие фигурки-персонажи начинают выполнять функцию своеобразных предметов оперирования при развертывании детьми режиссерской игры.

      Сюжетообразующие наборы меняют свой масштаб — это игровые макеты с тематическими наборами фигурок-персонажей и предметами оперирования.

      Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легко доступных детям; они переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещаются в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро “населен” по желанию играющих).

      Нужно привлекать к оформлению игровых зон самих детей, вместе с ними расставляют игрушки, обыгрывая каждую новую игрушку и вызывая к ней эмоциональное отношение, следят за чистотой игрушек и их состоянием, отдают игрушки в родителям для ремонта и обновления.

      Невозможно недооценить значение дидактических и настольно-печатных игр для формирования у ребенка предпосылок и навыков сюжетно-ролевой игры. Поэтому в группах имеются разнообразные настольные игры, соответствующие интересам детей и стимулирующие их развитие. Дети дошкольного возраста также охотно играют с мелкими дидактическими игрушками (куклами, машинками, солдатиками, фигурками животных, разборными домиками). Эти игрушки используются для воплощения замысла в сюжетно-ролевой игре и выполняют вспомогательные функции (например, украшение интерьера, игрушки для дочки в игре “семья”).

      Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.

      Игра — высшая форма исследования Альберт Эйнштейн

      Перед учителем стоит множество разных задач. Вовлечь, увлечь, дать толчок к творчеству, запустить мысль и научить рассматривать ситуацию с разных сторон. Как мотивировать детей делать все вышеперечисленное? Только в игровой форме обучения и не иначе. Стандартные формы урока часто вызывают обратный эффект — навевают скуку и тоску. При этом игровые формы обучения многими учителями считаются чем-то несерьезным, факультативным, расхолаживающим детей и убирающим дистанцию между учеником и учителем.

      Почему же эффективны игровые методики обучения детей? Что это дает детям? Как воздействует на их познавательную активность?

      В этой статье мы ответим на данные вопросы и рассмотрим особенности игровой формы обучения в классе и игровые методики обучения детей через призму Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

      image

      Игровая форма обучения детей: психологические особенности

      Актуальность изменения методик преподавания вызвана целым рядом факторов. Это и интенсификация процесса обучения, и одновременно с этим потребность поддержания интереса к предмету. Все это происходит на фоне взрыва компьютерных технологий и появления новой добавочной реальности — Интернета. Учителю необходимо вписываться в новые реалии и эффективно передавать знания детям. Для этого необходимо научиться активизировать мыслительные процессы учащихся. Как же это сделать?

      Согласно системно-векторной психологии человек — это сознательная и чувственная форма жизни. И состояться он может, только взаимодействуя с другими людьми.

      Игровые формы обучения детей соединяют в себе эти важнейшие психологические составляющие: сознательную и чувственную форму восприятия информации и активное взаимодействие между учениками.

      Пока дети маленькие, они познают мир чувственно через игру. В школе, особенно в средних и старших классах, происходит некий «перекос» в сторону серьезности, и, естественно, делается акцент на сознательной составляющей познавательной активности школьников. Часто именно из-за этого учеба становится формальной.

      Игровые формы обучения — это и есть та самая чувственная составляющая, которая активизирует мозг на решение сложных задач.

      Ученики всегда с энтузиазмом воспринимают предложение педагога немного поиграть. Ведь игра сама по себе вызывает позитивные эмоции. Это связано и с возможностью блеснуть каким-нибудь своим талантом, и выделиться на фоне других ребят в классе, и заслужить похвалу.

      Убирая игровую составляющую из процесса обучения, мы неосознанно погружаем учащихся в формальную составляющую учебы. Им становится скучно и теряется мотивация к обучению. По сути, мы как будто предлагаем детям лететь с одним крылом.

      Игровая методика обучения

      Игровые методики обучения показывают нам способы, методы, приемы и пути, то есть отвечают на вопрос, КАК проводить игры, упражнения, обучать и т. п.

      Игровые формы обучения детей — это самые разнообразные виды игр, например: сюжетные игры, подвижные игры, драматизации, конференции, квесты и т. п.

      При выборе определенной методики или конкретной игровой формы обучения необходимо ориентироваться на таланты детей — тогда игра будет доставлять радость и соответствовать задачам обучения. При этом учителю очень важно соблюсти баланс и не превратить учебу только в развлечение.

      image

      Игровая форма обучения детей

      Урок в виде конференции, телерепортажа, клуба знатоков или путешествия на космическом корабле — все это универсальные способы погрузить детей в атмосферу творчества и игры.

      Примерами таких игровых форм обучения являются игры в пиратов, расшифровка различных ребусов. Можно провести игру «ночь в музее». При этом каждый ученик может быть активным участником, выбирая для себя особую роль. Кто-то выбирает себе роль эксперта по архитектуре, другой желает быть экскурсоводом, а кто-то — выдвигать смелые гипотезы и предположения. Каждый ребенок соответственно своим талантам находит для себя способ участия, а учитель вовлекает ребят в познавательную деятельность.

      Игра — уникальный инструмент педагогического воздействия, позволяющий задействовать все типы нейронных связей, что способствует лучшему усвоению материала.

      Игровая форма обучения детей — множество плюсов

      Игровые формы обучения отлично подходят для снятия напряжения после сложного задания. Их можно чередовать со стандартными учебными задачами, и тогда ни один ученик в классе не будет скучать, ведь на занятии он узнает много нового и интересного и сможет проявить себя в коллективной работе.

      Даже проверку домашнего задания можно выполнить с использованием игровой формы обучения, при этом ребята не будут переживать за свои оценки, а это поможет им раскрепоститься, почувствовать себя более уверенно и выдать лучшее, на что они способны.

      Игровые методики отлично подойдут в начале урока — с их помощью легко привлечь внимание учеников к предмету. Ведь ни для кого не секрет, что порой трудно заинтересовать учеников, которые прибежали разгоряченные после физкультуры и еще 20 минут не могут успокоиться. С помощью игры можно легко переключить их внимание на нужный предмет.

      Игровые формы обучения детей могут вызвать интерес даже у самых отстающих учеников, потому что они не предполагают элемента оценки, а направлены на активизацию творческого мышления школьников.

      Такие задания могут сплотить класс на уровне общих интересов и самостоятельном поиске ответов на каверзные вопросы, озвученные в игровой манере, чтобы привлечь внимание учеников и вызвать их интерес.

      image

      Игровые формы обучения позволяют посмотреть свежим взглядом на давным-давно выученные уроки. Они привносят в занятия элемент неожиданности и творчества, что позитивно сказывается на посещаемости уроков и успеваемости учеников. Найдя подход к вашим ученикам, вы станете для них лучшей учительницей — той, которая их понимает.

      Игровые формы обучения пробуждают интерес к предмету и позволяют учащимся проявить свои таланты.

      Эмоциональная вовлеченность — это очень важный фактор, который способствует в том числе сплочению коллектива детей. Когда у них появляются общие совместные воспоминания, которые эмоционально ярко окрашены.

      Игра — это всегда интересно, увлекательно и занимательно. Вовлеченный ученик будет учиться намного легче и эффективнее, а вовлекать проще всего в игру, тогда и учебный процесс воспринимается проще, легче, лучше.

      Игровые формы обучения в классе

      Игровые формы обучения втягивают в свою орбиту самых разных детей. Зачастую именно в игре у учителя появляется возможность организовать атмосферу сотрудничества и взаимопомощи между учениками, а также увидеть неожиданные таланты ребят.

      У педагогов есть разнообразный арсенал игровых форм обучения в классе. Однако опыт показывает, что одна и та же игра в одном классе может пройти «на ура», а в другом вызвать скуку. От чего же это зависит?

      От врожденных талантов ребят, которые определяются их векторальным набором.

      И если мы направляем усилия на развитие этих талантов — все получается, и ребятам учиться весело и интересно. Если идем вразрез с их свойствами, то учеба превращается в механические действия, наступает скука и потеря интереса к учебе. Основной постулат системно-векторной психологии Юрия Бурлана — человек устроен по принципу наслаждения.

      И учить ребят лучше всего через «пряник», то есть через те действия, которые вызывают у них пробуждение внутреннего таланта и позволяют задействовать его потенциал.

      Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, у каждого ребенка в соответствии с его векторами есть свои особенности восприятия информации и свои таланты. Свой тип интеллекта: логический, аналитический, абстрактный, образный, интуитивный, вербальный, наглядно-действенный (подробнее об этом здесь).

      image

      Игровые формы обучения в классе: разные игры

      Для шустрых и подвижных детей с кожным вектором подходят любые подвижные игры, игры на быстроту реакции.

      Они же всегда приветствуют любые перестановки в классе, что также создает игровую атмосферу. В средней школе я даже проводила эстафеты-соревнования по математике.

      Кожникам, несомненно, понравятся задания на время. Ведь высокая скорость решения задач — это их конек. Вопрос: «Кто первый?» активизирует их соревновательный дух.

      Игровые формы обучения приносят детям массу положительных эмоций, а ведь ни для кого не секрет, что мы лучше запоминаем ту информацию, которая поступает к нам во время сильных эмоциональных переживаний. Особенно четко эта закономерность прослеживается у ребят со зрительным вектором. Обладая образным интеллектом и высокой эмоциональностью, именно они выстраивают в голове ассоциативные образные ряды, которые помогают запоминать информацию. И именно для них таким хорошим пособием будут цветные блок-схемы и картинки, которые вы рисуете на доске в режиме реального времени.

      Детям со зрительным вектором сама игра, само действо и исполнение какой-либо роли приносит особое наслаждение. Их богатое воображение и образный интеллект активизируются в игре. Они имеют возможность сыграть роль, показать себя, погрузиться в мир фантазии и грез и проиграть в воображении ситуацию, обыграть все детали. А на эмоциональной волне любая информация просто впечатывается в мозг.

      А для ребят, обладающих аналитическим складом ума (анальный вектор), необходимы другие задания — на систематизацию фактов и поиск ошибок в условиях или решении задач.

      Задания по типу «Найди ошибку» или состязания на качество дают возможность развиться их врожденным свойствам. Их не стоит торопить, а лучше позволить сделать задание тщательно. И затем уже главным призом в этой игре для них будет ПРИЗНАНИЕ или даже грамота, подтверждающая, что он лучший. Их врожденные таланты активизируются таким игровым посылом — «Кто лучший?»

      Ведь даже соревноваться мы можем в одном случае на скорость, в другом на качество, в третьем на самую красивую работу, а в некоторых случаях и на самое необычное, почти гениальное решение задачи. Так что игровые формы обучения должны отличаться друг от друга, чтобы максимально привлечь к сотрудничеству всех ребят и активизировать их таланты.

      Множество учителей, преподавателей, психологов подтверждают эффективность системно-векторной психологии. Это знания, которые многократно усиливают ваш высокий уровень профессионального мастерства.

      Игровые формы обучения детей позволяют учиться весело, вовлечено и творчески. Добиться высоких показателей в учебе можно, имея секретные методики, раскрывающие истинные желания детей.

      Узнать о врожденных психологических особенностях и талантах детей можно уже на бесплатном онлайн-тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

      Регистрируйтесь здесь

      Автор статьи: Виктория Винникова

      Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана Раздел: Педагогика

      Оцените статью
      Рейтинг автора
      4,8
      Материал подготовил
      Максим Коновалов
      Наш эксперт
      Написано статей
      127
      А как считаете Вы?
      Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
      ли со статьей или есть что добавить?
      Добавить комментарий