Игровой и соревновательный методы обучения

Содержание

Соревновательный метод

Соревновательный методэто способ выполнения упражнений в форме соревнований. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

Соревновательный метод в физическом воспитании применяется как в относительно элементарных формах, так и в развёрнутой форме. В первом случае это выражается в использовании соревновательного начала, как способа стимулирования интереса и активизации деятельности при выполнении отдельных упражнений. Во втором случае этот метод используется в качестве относительно самостоятельной формы: контрольные, зачётные, официальные спортивные и подобные им состязания.

Соревновательный метод позволяет:

• Стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития.

• Выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями.

• Обеспечивать максимальную физическую нагрузку.

• Содействовать воспитанию волевых качеств.

По сравнению с другими методами физического воспитания, соревновательный метод позволяет предъявлять наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем способствовать наиболее зффективному их развитию. В спорте соревновательный метод проявляется в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т. п.).

Еще одна статья с данным методом http://opace.ru/a/prakticheskie_metody

Раздел статьи: Теория и методика физической культуры

Образование 7 июля 2017

Игры и соревнования относятся к тем общественным явлениям, значение которых далеко не ограничивается сферой физического воспитания и физического развития. Они возникли давным-давно и получили свое развитие одновременно с общественной культурой. При помощи игр и соревнований удовлетворяются самые разные потребности самосознания, развития – как физического, так и духовного, межличностных контактов, развлечений и отдыха. Но, кроме прочего, они несут в себе и педагогическую функцию, то есть служат замечательным и немаловажным средством воспитания.

Игровой метод в физическом воспитании

Особенности метода, именуемого игровым, заключаются в следующем:

1. Играющие организуют собственную деятельность соответственно условному либо образному сюжету (плану игры, замыслу). В подобном сюжете подразумевается, что цель игры будет достигаться на условиях постоянных перемен игровой ситуации, имеющих случайный характер. Сценарии, как правило, заимствуются из действительности, которая непосредственно окружает участников.

В игре находят свое образное отражение определённые прикладные действия и наблюдаемые в жизни отношения. Участники имитируют труд, бытовые хлопоты, охоту и многое другое. Сюжет игры может быть намеренно создан с ориентацией на нужды физического воспитания и существовать в виде условной схемы действия игроков между собой. Такой характер носят все современные спортивные игры.

2. Другая характерная особенность заключается в многообразии способов, которыми цель может быть достигнута. То есть выигрыш (достижение цели), как правило, не связывается с одним-единственным вариантом действий. Пути его всегда различны и многообразны, что по определению допускается игровыми правилами. Лимитируется в играх лишь самая общая линия поведения без учета конкретных действий.

3. Игровые методы обучения детей относятся к деятельности комплексного характера. Они содержат массу различных движений – от бега и прыжков до борьбы и схваток. Порой этому методу присущи оговоренные заранее строго определенные действия одного типа. Примером может служить “фортлек” (или “беговая игра”), где сочетается классический игровой подход с непрерывными физическими упражнениями. На практике это выглядит как чередование бега различной интенсивности и ходьбы. Подобные соревнования происходят в виде соперничества на местности между участниками.

image

Занимающимся при игровом методе предоставлена широкая свобода. Самостоятельность их действий редко когда ограничивается. Напротив, требования к уровню инициативы, ловкости и находчивости в данном случае достаточно высоки. Каждый из играющих обладает простором творческих решений поставленных задач, а постоянная смена обстановки и возникновение всё новых и новых данных по сюжету подталкивают к решению быстро и очень активно, что способствует максимальной мобилизации как физических, так и умственных способностей.

В игре моделируются межличностные и межгрупповые отношения, характер которых достаточно напряженный. Большинству таких действий присуща высокая эмоциональность. Подобные соревнования способствуют моделированию и воспроизведению активных отношений между отдельными игроками и целыми группами, направленных как на сотрудничество (что относится к одной команде), так и на соперничество (речь идет об отношениях между противниками в парах и командах). Игра всегда является полем столкновения прямо противоположных интересов, местом возникновения и разрешения присущих ей конфликтов. Благодаря этому на всём ее протяжении эмоциональный накал существует на весьма высоком уровне и помогает ярко проявиться личностям участников со всеми их этическими качествами.

Игровому методу присуща возможность запрограммировать определенные действия с той или иной степенью вероятности, нагрузку при этом допускается регулировать.

Соревновательный метод

Основной его чертой считается возможность сопоставить силы на условиях организованного соперничества с единой целью – борьбой за максимально высокий уровень достижений, в идеале – за первенство.

Как и игры, состязания (соревнования) – одно из самых широко известных явлений общественной жизни. Важнейшее значение его в том, что подобным способом организуется и стимулируется деятельность в огромном количестве жизненных сфер. Это и производственный процесс (рабочая конкуренция), и искусство (система фестивалей и художественных конкурсов), и, конечно же, спорт с его олимпиадами и чемпионатами. Каждая из форм несет в себе строго определенный конкретный смысл.

image

Характерной чертой соревновательного метода является унификация. Что это такое? Под данным термином подразумевается доведение до определённого единообразия предмета состязания, а также некоторое регламентирование средств борьбы за достижение первенства и методов, которыми производится оценка результата. Это вполне объяснимо. Ведь если отсутствует общепризнанный эталон для сопоставления результатов, сравнение сил и достижений невозможно.

В ряде случаев процедура унификации затрагивает лишь определенный узкий круг соревнующихся (коллектив класса, группы и т. п.), но тем не менее принципы, характерные для любой формы использования соревновательного метода, присутствуют в любых спортивных состязаниях.

В основе указанного метода лежит рациональная организация самого процесса состязания. При этом спортсмену присуще испытание собственных сил не только в противоборстве с соперниками, но и в стремлении преодолеть самого себя и повысить собственные показатели или прежний результат.

Поговорим об игровой деятельности

Игровой метод в начальной школе можно рассматривать в качестве максимально продуктивного направления, существующего среди всех современных методик физического воспитания. В любой форме использование его всегда привлекательно для ребенка. Успешное и грамотное варьирование множества его существующих форм позволяет решить задачи физического воспитания максимально полно и всесторонне.

Дети, особенно относящиеся к данной возрастной группе, максимально активно интересуются всем тем, что находит свое выражение в движении. Вместе с тем им ещё непосилен процесс точного выделения и регулирования отдельных форм двигательной активности. Малышам свойственно быстро уставать, но при этом и быстро восстанавливаться. Сильнее всего развивается утомление у детей в ходе выполнения однообразных упражнений. Наиболее привлекательными же выглядят те из них, овладение которыми возможно в максимально короткий срок.

Данная черта как раз и является одной из особенностей игрового метода. Задачи решаются в сравнительно небольшой срок и подразумевают полную мобилизацию физических сил.

У детей с их наблюдательностью всегда проявляется образное предметное мышление. Исходя из этого, организовывать их деятельность следует соответственно, придерживаясь условного либо образного сюжета, благодаря чему выполнение упражнений происходит в непринужденной обстановке и не позволяет угаснуть интересу к занятиям.

После первоначального разучивания движений наступает момент необходимости их комплексного совершенствования. Именно здесь, как никогда, создаются все предпосылки для улучшения физических качеств. Игровой метод тренировки обеспечивает самые полные условия, в которых возможно развитие необходимых черт – выносливости, силы, ловкости и быстроты.

При проведении урока или тренировки игровым методом в обучении применяются также упражнения соревновательного характера. Чаще всего этот вид их затрагивает подготовку и вспомогательные элементы движений, где так или иначе присутствуют варианты соперничества.

Вспомогательные игры могут быть простыми, сложными, переходными либо командными. Как известно, всё поведение ребенка носит стихийный характер и по большому счёту существует именно в форме игры. В качестве метода ее в данном случае служит тот комплекс действий вспомогательного характера, цель которого – придать детской игре упорядоченность и подтолкнуть к достижению определенных педагогических и развивающих задач.

При этом следует не упускать из виду необходимость постоянного поддержания свободы движения и радостной непринужденной атмосферы.

Что дает игра

Методы игры можно условно отнести к подражательному, игровому и классическому. Приемы их вовсе не обязаны быть связанными с общепринятой спортивной игрой типа волейбола или футбола. Отрабатывать их можно, используя в качестве базы абсолютно любые физические упражнения.

Таким образом, главный смысл применения игрового метода со всеми присущими ему особенностями – не столько избирательное влияние на конкретные физические качества или обучение первоначальным движениям, сколько совершенствование всего комплекса движений в несколько усложненных рамках.

Главным образом речь идет о развитии быстроты, ловкости, самостоятельности, способности к ориентированию, инициативности. Настоящий педагог способен превратить его в отличное средство по воспитанию духа товарищества и коллективизма, обучению дисциплине и прочим важным качествам личности.

Игровые методы в школе, варианты применения самых разных спортивных снарядов, разнообразные формы подвижных игр позволяют воздействовать на физические качества игроков глубоко и всесторонне. Результатом таких занятий служит повышение интереса к физкультуре и спорту. Дети получают стимул к усвоению техники отдельных достаточно сложных упражнений и комплексов, стремятся преодолевать трудности и учиться решать поставленные задачи.

Использование соревновательного метода на занятиях по физическому воспитанию детей может принимать формы как развернутые, так и самые начальные. Соревнования при выполнении отдельных элементов упражнений ведут к стимулированию интереса и двигательной активности. О развернутой форме речь идёт, когда занятия организованы в виде официальных состязаний или сдачи контрольных нормативов.

Само состояние соперничества в ходе соревнований, а также условия и обстановка при их проведении способствуют созданию особенного физиологического и эмоционального фона, усиливающего основное воздействие. Речь идёт о процедуре официального определения победителя, ритуале поощрения за достижения, признании их общественной значимости, конкуренции и отсеве слабых соперников в случае многоступенчатых соревнований. Комплексное сочетание всех подобных факторов позволяет по максимуму проявиться всем физическим возможностям организма.

Как правило, по сравнению с аналогичными нагрузками несоревновательного характера в состязательных условиях наблюдаются гораздо более существенные функциональные сдвиги. Чем более значимо в личном либо общественном плане конкретное состязание, тем выше психологическая напряженность. Факторы постоянного противоборства, столкновения интересов, борьбы и соперничества присутствуют здесь по определению. В условиях командных соревнований формируются и укрепляются отношения взаимной помощи и ответственность отдельных игроков перед коллективом.

О маленьких спортсменах

Не только школьные занятия физкультуры предполагают использование соревновательного метода. Применяется он и при подготовке спортсменов высокого уровня. На практике методики в данном вопросе могут быть разными:

1. С помощью соревновательного метода могут выполняться подготовительные упражнения с ориентацией на повышенные параметры нагрузки. То есть тренировка состоит в состязании на максимально возможное число повторов упражнений и элементов общей подготовки.

2. Могут быть организованы состязания, предполагающие выполнение эпизодических заданий, к которым не нужно специально готовиться, но при этом требуется мобилизоваться в психологическом плане достаточно сильно. Примером может служить соревнование по скорости освоения на ходу нового необычного движения или непривычных сочетаний элементов.

Возможно соревноваться в основном упражнении в частично видоизменённой форме (например, бег на дистанцию, аналогичную основной, или метание снаряда повышенной тяжести).

Можно делать акцент на качественной стороне упражнений со снижением уровня соперничества.

Отчего соревновательный метод имеет такое важное значение для формирования спортивных качеств и черт характера? Суть в том, что основан он на естественном стремлении человека к победе. Установки на улучшение собственных результатов и физических параметров в соревнованиях мобилизуют и задействуют все виды межличностных отношений, имеющих место в спорте. Перед участником ставится задача трудиться на пределе собственных возможностей и одновременно овладевать способностью управлять собой (порой в достаточно сложных условиях).

Что он дает

Таким образом, целый комплекс педагогических задач может быть решен с использованием соревновательного метода. Это относится и к воспитанию качеств морально-волевого и физического порядка, совершенствованию навыков, умений и способностей, рациональному использованию их в сложных условиях. По сравнению с другими методиками он выдвигает максимальные требования к физическим возможностям человеческого тела, благодаря чему те получают оптимальное развитие.

В то же время не следует забывать о потенциальной опасности формирования не одних лишь положительных черт характера. Обстановка постоянного соперничества порой может привести к усилению таких негативных качеств, как тщеславие, эгоизм и чрезмерное честолюбие. Именно потому так важно сочетать соревновательный метод с грамотным и высококвалифицированным педагогическим руководством. Лишь при выполнении данного условия можно не беспокоиться о достойном нравственном воспитании подрастающего поколения.

И игровой, и соревновательный методы ведут к эффективному повышению уровня подготовки и развитию физических качеств. Применяя их, постарайтесь не переносить механически множество приведённых в разнообразных сборниках и пособиях игровых моделей в собственную практику работы со школьниками. Любая из форм должна быть модифицирована и адаптирована к конкретному занятию в зависимости от поставленных на нём задач.

На уроках физкультуры для младших школьников в план игры целесообразно включение следующие форм, относящихся к игровому методу:

2. Шуточных заданий.

3. Подвижных игр.

4. Организации занятий согласно выбранному сюжету.

5. Использования тренажеров и игровых снарядов.

Одной из таких форм может стать круговая тренировка, где узловыми пунктами служат разные виды тренажеров.

Игровой метод – упражнения для примера

Силовые и скоростные качества хорошо воспитываются при помощи подвижных игр и упражнений, связанных с прыжками, эстафетой, использованием мяча и т. п. Широко известны такие игры, как “Передай быстрее”, “Метание в щит”, “Лучший прыгун”, “Эстафета”, “Количественная передача” и пр.

Гибкость воспитывается в играх “Удержи равновесие”, “Перекаты под мостом”, “Волна”, “Эстафета вдвоём”, “Гонка с гимнастическими палками”, “Салки в беге”, ” Ловкий, гибкий” и т. п.

Уровень выносливости повышается при помощи следующих подвижных игр: салок, эстафет с возвращением, перекатывания мяча на скорость, “Займи свободное место”, “Охотников”, “Ласточки”. Описание всех этих и множества подобных упражнений и форм проведения игровых занятий можно встретить как в специальной методической литературе, так и на просторах интернета.

Источник: fb.ru

Статьи в журнале «Современные научные исследования и инновации»

Макаренко В.К., Белоусова И.Б. Эффективность использования игрового и соревновательного методов в учебно-тренировочном процессе юных спортсменок в художественной гимнастике

Май, 2014

Макаренко В.К., Белоусова И.Б. Влияние игрового и соревновательного методов на уровень физической подготовленности юных спортсменок в художественной гимнастике

Февраль, 2015

Статьи в журнале «Гуманитарные научные исследования»

Макаренко В.К., Белоусова И.Б. Экспериментальная методика применения игрового и соревновательного методов в структуре обучения двигательным действиям

Февраль, 2015 Литература на сайте / “Футбол” – учебник для институтов 24-06-2010, 12:58

5.6.1. Средства обучения и тренировки

В 

Основным средством подготовки футболистов являются физические упражнения, которые представляют собой двигательные действия, выбранные и используемые методически правильно для реализации поставленной задачи.

Количество применяемых в подготовке футболистов физических упражнений крайне велико. Многие из них существенно отличаются одно от другого как по форме, так и по содержанию. Чтобы выбрать отдельные средства из всего их многообразия, необходимо в первую очередь четко представлять специфику содержания физического упражнения.

Содержание физического упражнения составляют действия, которые определяют основные процессы, происходящие в организме в ходе выполнения упражнения. Эти процессы многогранны. Они могут рассматриваться в различных аспектах: психологическом, физиологическом, биохимическом, педагогическом и др. Таким образом, отдельное физическое упражнение оказывает комплексное влияние на организм спортсмена, позволяет решать ряд задач спортивной подготовки.

Однако мера влияния физического упражнения на различные аспекты подготовки футболистов неодинакова. Поэтому физические упражнения подбираются и используются по их преимущественному воздействию.

Исходя из особенностей футбола и задач подготовки, все основные средства можно подразделить на специфические, т.е. упражнения с мячом, и неспецифические, т.е. упражнения без мяча (рис. 64).

Специфические упражнения, применяемые в тренировке футболистов, состоят из двух групп: соревновательные и специальные.

Соревновательные упражнения – это совокупность двигательных действий, составляющих предмет игры в футбол и выполняемых в полном соответствии с правилами состязаний по футболу. Они характеризуются комплексным проявлением основных физических качеств, использованием всей совокупности технических приемов в условиях постоянной и внезапной смены тактических ситуаций. По форме к соревновательным упражнениям относятся официальные, контрольные, товарищеские, двусторонние и другие игры, а также игры по мини-футболу.

Специальные упражнения – это двигательные действия, состоящие из элементов соревновательных упражнений и их вариантов. Предназначены они главным образом для технико-тактического совершенствования и развития специальных физических качеств.

К специальным упражнениям относятся индивидуальные и групповые упражнения с мячом (удары, остановки, ведение, взаимодействия в парах, тройках т.д.), а также игровые упражнения (различные “квадраты”, держание мяча и т.д.).

Преимущество специальных упражнений заключается в том, что они дают возможность дозировать воздействие более целенаправленно и эффективно, чем соревновательные.

Неспецифические упражнения включают в себя две группы: общеподготовительные и специальноподготовительные.

Общеподготовительные упражнения – это двигательные действия являющиеся преимущественно средством общей подготовки футболиста. Сих помощью решают задачи всестороннего физического воспитания, избирательного воздействия на развитие основных физических качеств, улучшения координационных способностей, двигательных навыков и умений.

Общеподготовительные упражнения можно использовать и как средство активного отдыха и восстановления. Наконец, общеподготовительные упражнения способствуют сохранению достаточно высокой физической и психической работоспособности, если объективные условия (климатические факторы, травмы и т.д.) не дают возможности использовать специальные средства.

Соответствующие упражнения подбирают из различных видов спорта, спортивных и подвижных игр и дополняют общеразвивающими.

Специальноподготовительные упражнения – это двигательные действия, которые имеют существенное сходство со специальными упражнениями по форме, структуре и характеру проявления физических и психических качеств.

В 

Рис. 64. Классификация основных средств тренировки

В 

5.6.2. Методы обучения и тренировки

В 

Действенность любого педагогического средства зависит во многом от метода его применения. Метод – способ достижения поставленной цели, определенным образом упорядоченная деятельность.

Основные методы спортивной тренировки можно разделить на три группы: практические, словесные, наглядные (рис. 65).

В тренировочных занятиях эти методы применяют в основном в комплексе, хотя иногда в зависимости от конкретных условий тем или иным методам отдается предпочтение.

Выбор метода определяется возрастом, подготовленностью, квалификацией футболистов, задачей, изучаемым материалом, применяемыми средствами, условиями занятий, профессиональной подготовленностью самого тренера и другими факторами.

В 

Рис. 65. Основные методы тренировки

Практические методы

Практические методы спортивной тренировки, основанные на двигательной деятельности спортсмена, подразделяются на методы упражнений, игровой и соревновательный методы.

При использовании методов упражнений деятельность занимающихся организуется и регулируется с достаточно полной регламентацией, которая обеспечивает оптимальные условия для усвоения двигательных навыков и гарантирует точно направленное воздействие на развитие физических качеств, способностей.

Методы упражнений имеют несколько вариантов, применение которых зависит от ряда аспектов. В процессе разучивания двигательных действий выделяют два основных методических подхода: разучивание действий в целостном и расчлененном виде. Метод целостного упражнения применяют при изучении, как простейших двигательных действий, так и сложных, которые нельзя расчленить без существенного искажения их характеристик.

Метод расчлененного упражнения предполагает разучивание отдельных относительно самостоятельных частей элементов, фаз изолированно, и лишь после определенного усвоения они соединяются в целостное действие.

Сопряженный метод используется в процессе совершенствования в технике, тактике с параллельным развитием физических качеств. При выполнении технико-тактических действий применяют различного рода отягощения (пояса, жилеты, утяжеленную обувь, мячи и т.д.) строго определенного веса, не искажающие технику движений.

Иную основу имеет метод избирательных воздействий. Характерная черта этого метода – преимущественная направленность Воздействий на те или иные функциональные свойства организма, что достигается посредством специальных упражнений, которые нередко могут иметь относительно локальный характер (например, упражнения с отягощениями, направленные на развитие отдельных мышечных групп, старты из различных исходных положений, направленные на развитие стартового ускорения, и т.д.).

Кроме того, при специальной организации упражнений (учет координационной сложности, оптимальные паузы отдыха, рациональное количество повторений и т.д.) данный метод может быть направлен на избирательное совершенствование техники футбола, его тактики или технико-тактических действий,

Следующая большая группа методов основана на различных способах регламентации режима нагрузки и отдыха.

Равномерный метод характеризуется непрерывным выполнением физических упражнений в течение относительно длительного времени с постоянной интенсивностью (как правило, невысокой), темпом, величиной усилия (например, кроссы, плавание, ведение мяча и т.д.). Тренирующее воздействие равномерного метода на организм обеспечивается в период работы. Увеличение нагрузки достигается за счет повышения длительности или интенсивности выполнения упражнения.

Переменный метод определяется направленным изменением воздействующих факторов по ходу выполнения упражнения. Это достигается за счет варьирования нагрузки в ходе непрерывного упражнения путем изменения скорости передвижения, темпа, величины усилий, амплитуды движений, изменения техники и т.п.

Тренирующее Воздействие переменного метода на организм обеспечивается в период работы.

Одним из преимуществ переменного метода по сравнению с равномерным является то, что при его использовании во многом устраняется монотонность в работе.

Повторный метод заключается в многократном выполнении упражнений с определенными интервалами отдыха, длительность упражнения, интенсивность нагрузки, продолжительность отдыха, количество повторений зависят от решаемых задач.

Тренирующее воздействие повторного метода обеспечивается как в процессе выполнения отдельного упражнения, так и суммированием эффекта от всех повторений. К преимуществам данного метода можно отнести возможность четкой организации занимающихся, достаточно точной регламентации нагрузки, своевременного исправления ошибок.

Интервальный метод характеризуется многократным серийным повторением упражнений через определенные интервалы отдыха между повторениями и между сериями повторений. Причем как нагрузку, так и паузы отдыха можно изменять в различных отношениях. Это существенно расширяет возможность целенаправленного воздействия на различные функции организма (при развитии физических качеств) и на динамику усвоения технико-тактических навыков или на параллельное сопряженное совершенствование этих важных компонентов футбола. Тренирующим воздействием обладают не только (и не столько) сами упражнения, но и интервалы отдыха.

Применение интервального метода требует, однако, осторожности и строгого контроля за компонентами нагрузки. Несоответствия их содержания и структуры часто приводит к перенапряжению и переутомлению.

В последние годы разработаны специальные методические формы, предназначенные для комплексного использования физических упражнений, которые получили название круговой тренировки.

Круговая тренировка – это организационно-методическая форма занятий, основу которой составляет серийное (непрерывное и с интервалами) повторение упражнений, подобранных и объединенных в комплексе, которые выполняются в порядке последовательной смены “станций” по замкнутому контуру.

Большинство упражнений носит локальный характер, т.е. воздействует на определенную мышечную группу, на определенное физическое качество. В форме круговой тренировки совершенствуются также и отдельные технико-тактические навыки.

Ценной чертой круговой тренировки является возможность строго индивидуальной дозировки нагрузки.

Игровой метод представляет собой двигательную деятельность игрового характера, определенным образом упорядоченную (замысел, план игры, правила и т.д.). В игровом методе могут быть использованы различные физические упражнения: бег, прыжки, метания, акробатические упражнения, технико-тактические и другие упражнения, выполняемые в форме подвижных игр, эстафет и специальных игр с мячом.

Один из недостатков игрового метода – ограниченные возможности дозировки нагрузки, так как многообразие способов достижения цели, постоянное изменение ситуаций, динамичность действий не позволяют точно регулировать нагрузку, как по направленности, так и по степени воздействия

Соревновательный метод основан на сопоставлении сил в условиях упорядоченного (в соответствии с правилами) соперничества, борьбы за первенство или возможно более высокого достижения в соревнованиях и играх различного ранга.

Особенности этого метода (официальное определение победителей, награды за достигнутые результаты, признание общественной значимости достижений и т.д.) создают особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие физических упражнений и способствует максимальному проявлению функциональных возможностей организма.

Однако соперничество и связанные с ним межличностные отношения в ходе борьбы могут содействовать формированию у футболистов не только положительных, но и отрицательных нравственных качеств (эгоизм, тщеславие и т.д.). Кроме того, соревновательный метод предоставляет относительно ограниченные возможности для дозировки нагрузки и для непосредственного руководства деятельностью футболистов.

В 

Словесные методы

Практически все стороны деятельности тренера связаны с использованием слова. С помощью методов использования слова сообщаются теоретические сведения, ставятся конкретные задачи, формируется отношение к выполнению тренировочных заданий, анализируются и оцениваются результаты. Методы использования слова позволяют тренеру направлять поведение занимающихся, воспитывать нравственные, волевые и другие качества личности. В то же время “словесные” методы играют важную роль в осмысливании, самооценке и саморегуляции действий самих футболистов.

Методы обеспечения наглядности

Данный комплекс методов применяется для создания зрительных, двигательных и других ощущений и восприятий об изучаемых упражнениях в процессе технической, тактической, физической подготовки. Их условно можно разделить на две группы: методы непосредственной наглядности и методы опосредованной наглядности.

К первым относятся различные формы методически организованного показа самих упражнений (в целом или по частям, замедленно или в обычном темпе и т.д.).

Методы опосредованной наглядности являются вспомогательными средствами демонстрации и служат формированию предварительных представлений о двигательных действиях, правилах и условиях их выполнения, а также для уточнения и углубления представлений, полученных путем непосредственных восприятий.

Просмотров: 132091 Автор статьи:

По мере взросления ребенок часто оказывается в ситуации, когда ему надо соревноваться: кто быстрее съест кашу или суп, кто быстрее оденется, кто быстрее соберет конструктор… И, как показывает практика, инициатива что-либо делать наперегонки чаще всего принадлежит родителям.

Когда в семье два или несколько детей, взрослые предлагают соревнование между детьми. Если малыш один, в соревнование включается папа или мама.

Муж с дочкой часто играют в «кто быстрее добежит», – рассказывает одна из мамочек в Сети. – Несется впереди нее, иногда передразнивая. Не знаю, кто из них больше ребенок.

А ведь тема соревнований не так проста!..

Конечно, нет ничего опасного в пробежке наперегонки с папой до ворот парка. Веселое баловство, где мы получаем удовольствие от процесса. Да и игра, правила которой подразумевают выигравшего, тоже важная штука. Но если вся жизнь ребенка пронизана «соревнованиями» и сравнениями, это тяжело, – подчеркивает психолог Ирина Федорова.

Сравнение и соревнование предполагает, что кто-то хуже, а кто-то лучше, что кто-то выиграл, а кто-то проиграл, – поясняет специалист. – Здесь очень важно – по какому критерию мы друг друга сравниваем, в чем соревнуемся? Ведь кто-то ест суп медленно потому, что он медленный от природы, а кто-то быстро – потому что очень уж любит суп и куда-то торопится. И скорость поедания супа не делает одного человека хуже, а другого лучше, понимаете? Это по логике вещей не может быть критерием оценки человека и поводом для соревнования. А вот в «воспитательной» системе часто именно так и происходит. Делаешь как мне надо (например, быстро ешь) – хороший. Не делаешь – плохой. А твой темперамент, настроение, желание или вкус – не в счёт.

А если соревнование регулярно происходит в семье, где несколько детей, это также чревато проблемами, которые могут дать о себе и в будущем.

Способны ли соревнования среди детей (особенно с небольшой разницей в возрасте) укрепить их отношения между собой? Нет, – уверена психолог Ирина Федорова. – Братья и сестры по природе конкуренты и борются за внимание и любовь родителей, а своими «соревнованиями» мы еще больше разжигаем их конкуренцию, и еще больше обуславливаем свою любовь. А ну-ка, покажите, кто сегодня больше заслуживает моей любви? Создается напряжение, обязательно будет тот, кто проиграл, его обида, а потом удивляемся, что они лупят друг друга.

Обращаясь к родителям, которые поощряют соревнования в семье, психолог отмечает:

Здесь очень тонка грань между игрой и издевательством, между манипуляцией и мотивацией. Обращайте внимание, насколько болезненно ребенок относится к проигрышам. И если переживает по этому поводу, исключайте соревнования и сравнения хотя бы из общения внутри семьи.

На просьбу психолога рассказать, чей ребенок уже знаком с соревновательным методом в воспитании, откликнулись многие мамочки из Сети, рассказали о своем опыте, ошибках и находках:

Не использую в еде, а вот бабушка часто употребляет данную технику с внуками. Но поправлять не планирую – бесполезно.

Частенько с сыном играем в игру «кто быстрее оденется» он или папа/мама.

Только на улице, когда гуляем, очень редко могу сказать: «Побежали!кто быстрее!?!. А так не использую!

Из своего детства помню, что мне это не нравилось. Поэтому так не делаю.

А вот на один из комментариев родительницы о том, что «Я думала, что, обыграв проигрыш в спокойной обстановке, легче ребенка подготовить к такой ситуации в саду и школе, где никто не будет щадить твои чувства», психолог пояснила:

Это вот очень распространенное родительское заблуждение, что надо детей дома готовить к беспощадной реальности.

Подводя итог теме соревновательного приема в воспитании ребенка, психолог Ирина Федорова отметила:

Мера нужна во всем! Совсем избегать – тоже крайность.

А одна из мамочек предложила альтернативный вариант вовлечения ребенка в процесс:

Я сама была не в восторге от такого подхода к себе. Поэтому у нас сейчас так: «Давай вместе», «Помоги маме, пожалуйста».

А вы применяете соревновательный метод? Он нравится вашему ребенку?

Читайте также:

Все фото: Depositphotos

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий