Презентация «Логопедические игровые технологии в реализации здоровьесберегающего потенциала обучающихся»

Использование игровых технологий в логопедической работе по развитию общих речевых навыков у учащихся с ограниченными возможностями здоровья (II вариант обучения)

Скачать материал (0.36 Мб)

Скачать материал

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение школа № 46 Калининского района Санкт – Петербурга

Использование игровых технологий в логопедической работе по развитию общих речевых навыков у учащихся с ограниченными возможностями здоровья (

II

вариант обучения)

подготовила учитель-логопед

Волова Евгения Ивановна

г. Санкт-Петербург

2014

Проблема работы  по формированию общих речевых навыков с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи,  приобретает огромное  значение.  Развитие коммуникативных возможностей ребенка, стимуляция сенсомоторного развития, формирование сенсомоторных предпосылок развития артикуляции создает базу для успешного преодоления речевых патологий. Это побуждает логопеда к постоянному поиску и созданию индивидуальных  коррекционных маршрутов, направленных на максимальное развитие и реализацию потенциальных речевых возможностей каждого ребенка.

Формирование  общих речевых навыков  у учащихся с ОВЗ начинается с обследования речевых возможностей ребенка, установления эмоционально-личностного контакта логопеда с ребенком, формирования у ребенка потребности в общении, умения  использовать различные средства коммуникации (самыми ранними  экспрессивно-мимическими средствами общения являются взгляды, мимика, жесты, экспрессивная вокализация). Формирование и развитие  понимания обращенной речи, восприятия инструкций, предъявленных в словесной форме или в виде жестов.  На этом этапе логопед подготавливает мышцы артикуляционного аппарата  для последующей активной речевой деятельности  ребенка, а также начинается работа по формированию физиологического и  речевого дыхания.

При логопедическом обследовании обычно выявляются следующие нарушения интонационной выразительности речи:

  • недостаточная модуляция голоса по силе и высоте (голос либо чрезмерно громкий, либо чрезмерно тихий, «иссякающий», характерен узкий высотный диапазон голоса);

  • нарушения тембра (глухой, хриплый или резкий, напряженный, дрожащий);

  • недостаточная координированность движений дыхательной, голосовой и артикуляторной мускулатуры;

  • нарушения мелодической организации высказываний (речь невыразительная, наблюдаются трудности мелодического оформления повествовательных, вопросительных и восклицательных типов оформления высказывания);

  • трудности восприятия и воспроизведения детьми эмоциональных значений интонации;

  • нарушения темпа (ускоренный, замедленный) и ритма (скандированный, растянутый) речи.

Нарушения дыхательной функции наблюдаются у большинства детей с речевой патологией (в том числе и у детей с ограниченными возможностями здоровья)и обусловлены различными факторами: незрелостью клеток дыхательного центра, недостаточной иннервацией органов дыхательного аппарата, нарушением проходимости носовой полости (вследствие полипов, хронических ринитов и т.п.) У детей отмечается ослабленное речевое дыхание, короткий речевой выдох, сбои дыхательного ритма во время речевого акта.

Преодоление нарушений речевого дыхания, артикуляции и голоса происходит обычно в рамках работы в разделе формирования общих речевых навыков у детей. Развитие интонационной выразительности речи часто оказывается недостаточно охваченным коррекционной деятельностью логопеда. Однако, распространенность просодических нарушений, их отрицательное влияние на становление речевого общения заставляет по-новому взглянуть на эту проблему, диктует необходимость уделять развитию интонационной выразительности речи должное внимание. Предлагаются разнообразные приемы, упражнения и задания, позволяющие оптимизировать процесс логопедической работы в этом направлении.

По данным современной лингвистики, инновационную систему образуют взаимосвязанные компоненты: мелодика, интенсивность, тембр, темп и паузация. В процессе речевой коммуникации инновация является важным средством формирования высказывания, уточняет его семантику, осуществляет передачу эмоциональных и экспрессивных значений. Интонационная выразительность речи основывается не только на нормальном функционировании универсальных физиологических основ производства речи, но и на эмоциональном переживании. Поэтому в логопедической работе желательно сочетать коррекционные мероприятия, направленные на развитие речевого дыхания, силы голоса, расширение его высотного диапазона, на формирование восприятия и воспроизведения основных интонационных типов, с развитием эмоциональной отзывчивости ребенка и умения передавать с помощью интонации определенные чувства, настроения.

Для достижения максимальной эффективности коррекционной работы на занятиях по развитию интонационной выразительности речи необходимо:

— сформировать физиологические механизмы овладения интонацией (нормализовать деятельность дыхательного и голосового аппарата, скоординировать работу речевых мышц и т.д.);

— обеспечить использование детьми всего комплекса средств оформления высказывания в различных ситуациях в процессе общения.

В логопедической же работе

с детьми с ОВЗ,

игра выполняет коррекционную и развивающую функции.

Через игру эффективно реализуются и познавательная, и продуктивная деятельность. Игра заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, направлена на познание окружающей действительности. В процессе игры создаются наиболее благоприятные условия для умственного, физического и речевого развития, совершенствования психических процессов, формирование личности ребёнка и его поведения.

Логопедическая игра, как и вся коррекционно-развивающая деятельность, включает в себя

цель, средства, процесс и результат

.

Коррекционно-развивающая работа предполагает

четкое определение целей и задач

, и в зависимости от поставленных на данном этапе логопедической работы целей подбирается дидактический материал.

Далее приведу возможные варианты игр по развитию речевого дыхания для включения их в коррекционные занятия по развитию речи.

«ВЕТРЫ» Наступила осень, подули спокойные ветры Стало холоднее, подули ветры сильнее Бури начались, сильно ветры подули Подуем на плечо Подуем на другое «ЛИСТИКИ ОСЕННИЕ» Дунул ветер (дуют) — полетели. Мы летели, мы летели И на землю тихо сели Ветер снова набежал И листочки все поднял Повертел их, покружил И на землю опустил «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой да не лопайся» дети поднимают голову, делают вдох носом и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу педагога «Пузырь лопнул» дети идут к центру круга, длительно и плавно выдыхая воздух, вытянув губы трубочкой

Начало формы

Конец формы

image

Список использованной литературы

  1. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников.- М.: БУК-МАСТЕР, 1993.

  2. Лынская М. И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий.- М.: Парадигма, 2012.

  3. Новоторцева Н.В. Методика развития речи у неговорящих детей.- Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999.

  4. Османова Г. А., Позднякова Л. А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (5-6 лет).- Спб.: КАРО, 2013.

  5. Янушко Е. А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет.- М.: Теревинф, 2007.

image Листать вверх Листать вниз Получить код Скачивание материала начнется через 51 сек.Скачать материал (0.36 Мб)Скачать материал (0.36 Мб)

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

Литературный обзор использования неречевой коммуникации (жестов) у детей с ограниченными возможностями здоровья Общие правила для педагогов – руководителей проектов Аттестация педагогических кадров и профессиональный стандарт педагога – новые подходы Виды придаточных предложений по их значению Изучение казачьей родословной как фактор социализации подростка Генеалогические исследования кубанского казачества и проблемы патриотического воспитания Классный час на тему «Прошлое нам дорого, а будущее рядом» 11 Класс 15994159931599115990159861598515983 X Код для использования на сайте: X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ Включить эффекты 1 из 31 Отключить эффекты Смотреть похожие

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Большая презентационная работа по педагогике и логопедии на тему: «Логопедические игровые технологии в реализации здоровьесберегающего потенциала обучающихся», в которой автор описывает применяемые приемы работы с детьми.

Краткое содержание

  • Игровые технологии
  • Артикуляционная гимнастика в играх и упражнениях
  • Развитие мелкой моторики
  • Игровые технологии для развития общей моторики в рамках логопедических занятий
  • Определение направлений в пространстве относительно своего тела
  • Ориентация других объектов относительно друг друга и себя относительно других объектов
  • Двигательные диктанты и графические схемы
  • Конструирование и копирование
  • Формат pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов 31
  • Автор Услугина О.Н.
  • Слова
  • Конспект Отсутствует
  • Предназначение
    • Описание исследования / результатов научной работы или проекта

Содержание

  • Слайд 1

    Логопедические игровые технологии в реализации здоровьесберегающего потенциала обучающихся.

    Учитель – логопед ГБОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 1607 Услугина О.Н.

  • Слайд 2

    1. Игровые технологии для выработки плавной направленной воздушной струи, с целью коррекции звукопроизношения.

    a) «Покачай мишку» Выработка плавной направленной струи по центру языка.

  • Слайд 3

    б) «Покрути слоника»

  • Слайд 4

    в) «Мыльные пузыри» (Выработка плавной направленной струи по центру языка).

  • Слайд 5

    г) «Фокус» Выработка сильной направленной струи воздуха вверх. Необходимо сдуть ватку с носа.

  • Слайд 6

    д) «Дудочки»

  • Слайд 7

    е) «Вертушки», «Султанчики», «Ветерки»…

  • Слайд 8

    д) «Вертушки», «Султанчики», «Ветерки»…

  • Слайд 9

    «Смешные губки», «Телефон с пропеллером» .

  • Слайд 10

    е) «Волшебное дерево» (Ребенку предлагается подуть на цветочки).

  • Слайд 11

    2. Артикуляционная гимнастика в играх и упражнениях.

    • Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
    • Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
    • Артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.
  • Слайд 12

    Артикуляционная гимнастика в играх и упражнениях.

  • Слайд 13

    3. Игровые технологии для развития мелкой моторики в рамках логопедических занятий.

    а) Массаж Су – Джок шариками.

    Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.

    Я мячом круги катаю,

    Взад — вперед его гоняю.

    Им поглажу я ладошку,

    Будто я сметаю крошку.

    И сожму его немножко,

    Как сжимает лапу кошка.

    Каждым пальцем мяч прижму

    И другой рукой начну.

  • Слайд 14

    б) Массаж пальцев эластичным кольцом. Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

    Раз – два – три – четыре – пять,

    /разгибать пальцы по одному/

    Вышли пальцы погулять,

    Этот пальчик самый сильный,

    самый толстый и большой.

    Этот пальчик для того,

    чтоб показывать его.

    Этот пальчик самый длинный

    и стоит он в середине.

    Этот пальчик безымянный,

    избалованный он самый.

    А мизинчик, хоть и мал,

    Очень ловок и удал.

  • Слайд 15

    в) Игра «Пинцеты»

    С помощью пластмассовых пинцетов дети достают из контейнера резиновые игольчатые шарики. Используем этот вид задания при автоматизации звуков:

    « Достань мячик и придумай слово на заданный звук», при отработке правильного употребления предлогов:

    «Достань мячик и спрячь его за спину, пронеси над головой, достань из-под стола….и т.д.» Вариантов много , а , главное, работая над моторикой – мы развиваем речь!!!

  • Слайд 16

    в) Игра «Пинцеты» Дети достают мячик и придумывают слово на автоматизируемый звук.

  • Слайд 17

    г) Игры «Червячки», «Собери фасоль».

  • Слайд 18

    д) Игры «Цветные камушки», «Прищепки».

  • Слайд 19

    е) Игры «Мозаика», «Шнуровки».

  • Слайд 20

    4. Игровые технологии для развития общей моторики в рамках логопедических занятий.

    На логопедических занятиях уделяется внимание не только мелкой моторике , но и общей.

    а) Проведение различных физкультминуток (это всем известные «Зайчик серенький сидит», «Вырос высокий цветок» и т.д. «Мы ехали, ехали» и т.д. ), с целью снятия умственного напряжения, статического напряжения мышц спины, улучшение мозгового кровообращения.

  • Слайд 21

    б) На занятиях уделяется большое внимание развитию пространственного восприятия, освоение которого проходит в движении в следующей последовательности:

    Освоение телесного пространства.

    «Выше – ниже», «Спереди – сзади». Глядя в зеркало и ощупывая части тела спереди, ребенок называет их (нос. грудь, бровь и.т.д.). Аналогично – сзади (затылок, спина, пятки и т.д.). Затем он с закрытыми глазами по инструкции последовательно дотрагивается до передней (задней) поверхности своего тела и называет соответствующие части тела.

    • «Дальше – ближе»,
    • «Право – лево».
  • Слайд 22

    2. Осознание двигательных возможностей и расширение диапазона движений в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней.

    «Движения в нижней зоне». Сюжетный контекст – «Пустыня». Дети вспоминают, какая погода в пустыне, кто там живет и что растет. Они превращаются в обитателей пустыни с их движениями, позами, звуками (змеи, ящерицы, жуки…)

    «Движения в средней зоне». Сюжетный контекст – «Царство животных».Каждый ребенок изображает то животное, которое ему больше всего понравилось, и превращается в него, демонстрируя своеобразие его повадок. Потом дети меняют образы, выражая их характер через движения, звуки и специфические позы.

    • ЗМЕИ
    • ЖУКИ
  • Слайд 23

    «Движения в верхней зоне». Сюжетный контекст – «Царство птиц».«Синица» — мелкие, короткие прыжки, быстрые и законченные движения.«Орел» — сильные, мощные движения в широком диапазоне (пространственном и телесном).

    ОРЛЫ

    СИНИЧКИ ЛЕБЕДИ «Лебедь» — плавные, широкие, грациозные движения, текучесть пластики.«Птичий двор» — дети выбирают себе образы домашних птиц и контактируют друг с другом.Рекомендации: в конце каждой волшебной игры – превращения: «Пустыня», «Царство животных» или «Царство птиц» — необходимо проиграть с детьми обратное перевоплощение в самого себя.

  • Слайд 24

    3. Определение направлений в пространстве относительно своего тела.

    «Движения в одном направлении». Педагог предлагает ребенку: вытянуть руку вправо, отставить ногу вправо, присесть на правое колено, повернуть голову вправо, наклонить голову к правому плечу, сделать три наклона вправо и т.д. Так же отрабатываются другие направления – слева, сверху, спереди и сзади.

    «Диспетчер и самолет». При наличии просторного помещения можно попросить ребенка вообразить себя самолетом, а педагога – диспетчером, прокладывающим самолету путь с поворотами.

  • Слайд 25

    4. Ориентация других объектов относительно друг друга и себя относительно других объектов.

    • «Капризный фотограф». Педагог-фотограф, желая сделать снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику (ребенку) надо рассадить игрушки: корову — справа от зайца, мишку — слева от мышки и т.д. Фотограф все время недоволен и просит помощника каждый раз по-новому пересаживать зверей.
    • «Беги на новое место». Дети встают в колонну. Педагог или ребенок – ведущий говорит: «Я стою перед Петей». Петя должен перебежать в самый конец колонны, назад. Другой ребенок говорит: «Я стою сзади Вити», и Витя бежит в самое начало колонны, вперед.
  • Слайд 26

    5. Двигательные диктанты и графические схемы.

    • «Поставь фигуру в угол». Педагог предлагает ребенку поместить в комнате или нарисовать определенные фигуры в правом нижнем углу, левом верхнем и т. д. Определить, какие еще углы не заполнены. Пусть он сам заполняет их с комментарием: «Нарисую месяц в правом углу».
    • «Куда указывает стрелка?». Педагог предлагает ребенку расположить карточку со стрелкой, ориентируя ее последовательно во всех называемых вами направлениях, и назвать их. Аналогично – нарисовать стрелки на листе бумаги с какими-то рисунками или планом.
    • «Проведи линию». По инструкции педагога ребенок проводит определенные линии: прямые, пунктирные, волнистые, цветные и т. д. (в определенном направлении, не отрывая карандаш от бумаги). Например: «Из центра листа (ставим точку) проводим волнистую линию вверх, затем – прямую линию в левый нижний угол».
    • «Графические диктанты»
    • «Расставь знаки». Инструкция: «Обозначь на строке четыре точки. Поставь знак «+» от первой точки снизу, от третьей – справа, от четвертой – слева». Аналогично – с двумя разными знаками.
  • Слайд 27

    6. Конструирование и копирование.

    Данный этап является неотъемлемой частью формирования и развития пространственных функций, на этом этапе ребенок выполняет упражнения, в процессе которых может творчески манипулировать разнообразными объектами. Ими могут быть предметы, конструкторы, кубики, «лего», пазлы, разрезные картинки, мозаики и т.д.

    «Я — конструктор». Ребенку предлагается из спичек, счетных палочек или мозаики сконструировать какое-либо изображение или выложить печатную букву. Пусть он проделает это с открытыми и закрытыми глазами. Затем путем перекладывания элементов можно превратить их в другие предметы, букву, цифру или орнаменты.

    «Копирование фигур».

    — Копирование простых различных фигур.- Копирование сложных фигур и изображений.Сначала фигура анализируется совместно педагогом и ребенком: она разбивается на части, обсуждается удобная последовательность ее воспроизведения. Далее ребенку предлагается самостоятельно проанализировать изображение и выработать стратегию копирования. Копирование фигур с поворотом их на 90 и 180 градусов. Поворот на 90 может быть обыгран следующим образом: «Нарисуй эту фигуру лежащей на левом (или правом) боку». На 180 – «Нарисуй эту фигуру «вверх ногами», но так, чтобы все части фигуры остались на своих местах». Для проверки можно сравнить или наложить друг на друга образец и рисунок ребенка. Если они выполнены с соблюдением масштаба. Например, на бумаге в клетку.

  • Слайд 28

    7. Логико-грамматические речевые инструкции.

    «Положи ручку». Педагог дает ребенку два разных предмета, например ручку и пенал. Предложите ему положить ручку в, на, под, над, перед, за, слева, справа от пенала.

    «Где лежит карандаш?». Положите карандаш на тетрадь и предложите ребенку определить его положение относительно тетради .

    «Теремок». Стоит в поле теремок в четыре этажа: бабочка живет над волком, улитка — под волком, а выше всех – лев. Ребенок расселяет жильцов. Потом сам дает задание другим детям и контролирует правильность выполнения.

    «Разложи по порядку». Ребенок раскладывает любой предметный ряд в направлении слева направо, проговаривая при этом, например: «Первым идет ананас, вторым — яблоко, третьей – клубника (до десяти изображений)». «Пронумеруем ряд». Пронумеруем ряд, составленный в предыдущем упражнении. Вместе с ребенком найдите число «перед» указанным (предшествующее) и число «после», «за» указанным (последующее).

    «Соседи» нашего числа». Педагог вместе с ребенком называет «соседей любого числа».

    «Что было раньше?». Пусть ребенок определит, какое событие произошло раньше. Какое позже: «После того как подул ветер, форточка распахнулась», «Мы пошли гулять перед ужином».

  • Слайд 29

    ВЫВОД:

    Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире. Таким образом, внедрение логопедических игровых технологий положительно влияет не только на речевое развитие ребенка , но и на его физическое развитие в целом.

  • Слайд 30

    Список литературы.

    1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

    2. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.

    3. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.

    4. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.

    5.Лукашенко М.Л., Свободина Н.Г. Дисграфия. Исправление ошибок на письме. – М., 2004. – 126 с.

    6.Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма. – 1997. – 63 с.

    7.Садовникова И.Н.Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: «Владос», 1997. – 256 с.

    8.Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.

    9. Логопедия: Методическое наследие / Под ред. Л.С. Волковой. В 5 кн. – М.: «Владос», 2003. – Кн. 4: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. – 304 с.

    10. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М., Академия, 2002г.

  • Слайд 31

    БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ

 Троско О.А.

студентка 5 курса педагогического факультета

(научный руководитель – Лапковская Е.Н., доцент кафедры лингвистических дисциплин и методик их преподавания, кандидат филологических наук, доцент)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

В статье рассматриваются методические приёмы, которые используются учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями. Автор приводит примеры опробованных на практике форм работы с детьми с речевыми нарушениями.

Речь – это не только средство общения, самопознания, саморазвития, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Полноценное овладение родным языком – основа формирования полноценной личности.

Задача логопеда – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату.

Д.Б.Эльконин отметил, что «cпециальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных».

Результатом специальных исследований и практических наблюдений явилось то, что играм в системе современного воспитания детей в учреждениях образования отводится одно из первых мест.

Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.

Во-первых, дети не имеют осознанного отношения к своему дефекту речи. Некоторые даже не различают на слух правильное произношение от неправильного. Не имея отрицательного отношения к своему дефекту, ребенок не стремится от него избавиться. Следовательно, командными методами, волевыми усилиями ребенок от своего дефекта избавляться не будет.

Во-вторых, процесс постановки и автоматизации звуков – очень длительный и однообразный. Ребенку необходимо неоднократно повторить артикуляционные упражнения, слова, предложения с определенным звуком. Это трудно и неинтересно, и в отсутствие желания во что бы то ни стало избавиться от своего дефекта занятия с логопедом очень скоро перестают нравиться. Именно игра как основной вид деятельности на занятиях у учителя-дефектолога позволяет преодолеть эти трудности.

В последнее время количество детей с речевой патологией увеличивается. Кроме нарушения звукопроизношения, у детей диагностируются: бедность словаря, аграмматичность фраз, низкий уровень развития связной речи. Определяя содержание коррекционной работы, учитель-дефектолог должен учитывать комплекс симптомов, свидетельствующих о проблемах, которые испытывает ребенок.

Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии.

Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр. На логопедических занятиях используются дидактические, игры с движениями, сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации. Их применение определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей.

Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:

  • обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на
  • занятии, достичь поставленных дидактических задач);
  • диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);
  • терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);
  • коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);
  • развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).

Игровые технологии, используемые учителем-дефектологом – средство развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности детей, развития психических  функций.

При организации и проведении всех видов игр необходимо соблюдать следующие условия:

1) выразительность проведения игр;

2) необходимость включения педагога в игру;

3) оптимальное сочетание занимательности и обучения;

4) индивидуальный подход к каждому ребёнку, предоставление возможности показать свои знания.

Игры и пособия, используемые логопедом, должны: регулировать психоэмоциональное состояние детей; формировать положительную мотивацию к занятиям; создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка; создавать эмоционально-благоприятную атмосферу.

В современной методической литературе по логопедии рекомендуется проведение разных игр. Авторы методической литературы рекомендуют использовать игры в целях коррекции неправильной речи у детей.

Обязательная часть коррекционной работы – развитие мелкой моторики рук детей. Для этого применяются такие формы работы:

Занятия по автоматизации поставленных звуков можно сделать интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребёнка с помощью игровых приёмов: «Колокольчик», «Волшебная верёвочка», «Лабиринт», «Заборчик», «Дорожка», «Узоры», «Пирамидка» и др. Данные задания направлены не только на автоматизацию звука в речи, но и на развитие мелкой моторики, графических навыков, чувства ритма у детей.

Таким образом, использование вышеперечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи у детей более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.

Список литературы

1. Букатов, В.М. Педагогика таинства дидактических игр: учебно-методическое пособие / В.М. Букатов.– М. : Московский психолого-социальный институт / Флинта, 1997. – 96 с.

2. Стельмах, С.Н. Игры и упражнения для развития мелкой моторики и речи / С.Н. Стельмах //Логопед. – № 5. – 2012. – С. 12 – 13.

3. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М. : Народное образование, 1998. – 256 с.

Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста

Лена Проскура

Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский (Слайд 2)

Игра – ведущая деятельность дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель — играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей. Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс. (Слайд 3)

Читайте также:  Планирование воспитательно-образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Как же используются игры в логопедической работе? Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Почему?

Во-первых, дети-дошкольники в большинстве своем не имеют осознанного отношения к своему дефекту речи. Некоторые даже не различают на слух правильное произношение от неправильного. Не имея отрицательного отношения к своему дефекту, ребенок не стремится от него избавиться. Следовательно, командными методами, волевыми усилиями ребенок от своего дефекта избавляться не будет.

Во-вторых, процесс постановки и автоматизации звуков – очень длительный и однообразный. Ребенку надо бесконечное количество раз повторить артикуляционные упражнения, слова, предложения с определенным звуком. Это трудно и неинтересно, и в отсутствие желания во что бы то ни стало избавиться от своего дефекта занятия с логопедом очень скоро перестают нравиться. Именно игра как основной вид деятельности дошкольника позволяет преодолеть эти трудности. (Слайд 4)

Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии.

Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и охарактеризованы учебно-познавательной направленностью.

Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку.

На логопедических занятиях используются (Слайд 5)

:

Дидактические игры – это игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка.

Настольно – печатные, задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, они помогают систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

Словесные – отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность.

Коррекционно – развивающие игры – это варианты упражнений на автоматизацию звуков, усложненные лексико-грамматическими и психологическими заданиями.

А также игры с движениями, сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации.

Их применение определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей.

Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции (слайд 6)

Читайте также:  Цели и задачи математического развития дошкольников

:

обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);

диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);

терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении)

;

коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);

развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).

Игровые технологии, используемые учителем-логопедом – средство развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности детей, развития психических функций.

При организации и проведении всех видов игр необходимо соблюдать следующие условия (слайд 7)

:

выразительность проведения игр;

необходимость включения педагога в игру;

оптимальное сочетание занимательности и обучения;

простота, доступность, ёмкость и наглядность;

индивидуальный подход к каждому ребёнку, предоставление возможности показать свои знания.

Читайте также:  Основные задачи в работе с детьми раннего возраста

Поиск новых игр и методических приёмов в условиях детского сада направлен на повышение эффективности обучения детей с речевым недоразвитием, максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребёнка. Это особенно важно в настоящее время, когда нагрузки на детей растут, а времени для отдыха, эмоциональной и двигательной разрядки становится меньше.

Игры и пособия, используемые логопедом, должны (слайд 7)

:

регулировать психоэмоциональное состояние детей;

формировать положительную мотивацию к занятиям;

преодолевать барьер в общении;

создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка;

создавать эмоционально-благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия.

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям (слайд 9)

:

дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

В качестве примера использования игровых технологий в логопедической работе возьмем основные направления логопедической работы, обусловленные нарушениями детей с речевой патологией. А так как форма организации нашей встречи круглый стол, буду рада, если Вы тоже поделитесь опытом и будете дополнять перечень игр и игровых упражнений.

Артикуляционная гимнастика (слайд 10)

дается детям нелегко, отнимает много энергии, требует усидчивости и терпения. Прибавив к упражнениям немного игровой ситуации и увлекая в мир веселого Язычка, у ребят исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных артикуляционных укладов. А стихотворное и наглядное сопровождение упражнений превратит артикуляционную гимнастику в веселую игру. Для развития правильного речевого дыхания используются следующие игровые приемы (слайд 11)

: «Прокати машинку» , «Бабочка лети» , «Задуй свечку» , «Покатай карандаш» , «Фокус» , и т. п.

Обязательная часть коррекционной работы – развитие мелкой моторики рук детей. Для этого применяю такие формы работы (слайд 12)

: игровой самомассаж, игры с пальчиками с речевым сопровождением; графические упражнения, игры с песком мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок, кукольные театры,игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый» , «Найди такой же на ощупь» , «Чудесный мешочек» и т. п.

Занятия по автоматизации поставленных звуков можно сделать интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребёнка с помощью игровых приёмов (слайд 13)

: «Заведи мотор» , «Песенка» , «Лабиринты» , «Фотограф» , «Мой, моя» , «Живое — неживое» , «Подбери словечко» , «Четвертый лишний» (из слов с заданным звуком, «Исправь предложение» , «Веселый поезд» , «Волшебная дорожка» и многие другие.

Для развития фонематического слуха и формирования основ слогового и звукового анализа используются такие игровые упражнения как (слайд 14)

: «Угадай что звучит» , «Тишина» , «Близко – далеко» , «Слушай – выбирай» , «Какое слово отличается?» , «Найди звук» , «Угадай слово» , «Поймай заданный звук» , «Звукоедик» , «Домики» , «Звонкий – глухой» , «Твердый – мягкий» , «Поезд» , «Собери слово» , «Где звук?» и др.

Читайте также:  Сборник подвижных игр, направленных на развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста

Совершенствование грамматического строя речи, пополнение словарного запаса, развитие связной речи – это неотъемлемые компоненты речевого развития ребёнка, необходимые для грамматически, лексически и синтаксически-правильного насыщенного высказывания ребёнка. Для совершенствования лексико-грамматического строя речи используются такие игры как (слайд 15)

: «Один – много» , «Назови ласково» , «Сосчитай» , «Из чего сделано?» , «Чей, чья, чье?» , «Какой бывает?» , «Назови одним словом» , «Чей хвост?» и т. п. Для развития связной речи (слайд 16) : «Продолжи предложение» , «Пословицы и поговорки» , «Магазин» , «Угадай» , «Нелепицы» , «Придумай сказку» , «Исправь предложение» и другие, а также игры- драмматизации, игры-инсценировки.

Для развития высших психических функций используются такие игры как (слайд 17)

: «Четвертый лишний» , «Найди отличия» , «Что спрятано?» , «Лабиринты» , и многие другие.

При знакомстве с буквами и обучении детей чтению хорошо использовать не только буквари и рабочие тетради, но и различные красочные и интересные для детей игровые задания такие как (слайд 18)

: «Найди букву среди других» , «Засели домик» , «На что похожа буква?» , «Назови знакомые буквы» , «Выбери букву и придумай слово, которое начинается с этого звука» , «Какие буквы ты видишь?» , «Тучка – читучка» (дети прикрепляют снежинки или капельки, в зависимости от времени года и читают слоги, короткие слова, «Назови букву и найди на картинке все слова, начинающиеся с этого звука» Можно использоватьтакже следующие упражнения: «Напиши букву в воздухе» ; «Выложи букву из палочек, пуговиц, шнурков, слепи из пластилина» ; «Нарисуй букву на песке, муке» ; «Зачеркни неправильно написанные буквы» ; «Найди букву»использованием шума) ; «Буква сломалась» ; «Обведи нужную букву» , «Какая буква спряталась на картинке» .

Все эти игры являются многофункциональными, не требуют много времени на подготовку и сложного оборудования. Достаточно иметь комплект картинок и всегда доступных игрушек или предметов.

Таким образом (слайд 19, использование вышеперечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.

Ведущие принципы ФГОС в работе учителя-логопеда

  • Создание прогрессивной развивающей образовательной среды;
  • Внедрение развивающих интерактивных комплексов с целью комфортного обучения.

Хорошая и слаженная речь – это неотъемлемое условие всестороннего развития дошкольников. Она позволяет выражать свои мысли, строить коммуникативные связи и реализовывать свой творческий потенциал. Наиболее продуктивным средством коррекции речи являются игровые технологии. Они способствуют гармоничному формированию у ребенка психических процессов и интеллектуальных возможностей.

image

Преимущества использования интерактивных комплексов

  • Позволяют поддерживать внимание ребенка на всех этапах учебной программы;
  • Помогают сократить время, которое требуется для коррекции речевых навыков;
  • Содействуют наиболее быстрому устранению речевых дефектов;
  • Повышают эффективность логопедической работы, снижают утомляемость детей;
  • Позволяют сделать программу обучения достаточно простой и продуктивной.

Педагоги и воспитатели отмечают, что через игровые технологии логопеду намного легче решить образовательные, коррекционные и воспитательные задачи. Современные интерактивные устройства содействуют развитию грамматического строя речи, расширяют и активизируют словарный запас, улучшают психические процессы, помогают воспитать инициативность и ответственность.

Использование средств ИКТ на логопедических занятиях позволит повысить эффективность учителя и поможет активизироваться педагогические процессы.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий