Игра и её значение в воспитании детей – Педагоги – Каталог файлов – ГБДОУ №100 Центрального района

–>
–>Главная–> » –>Файлы–> » Педагоги

Игра и её значение в воспитании детей

[ –>Скачать с сервера–> (43.0 Kb) ] 17 Февраля 2017, 16:25

Содержание

1. Игра. Социальное значение игры

2. Характеристика игровой деятельности

3. Игра как средство воспитания

4. Классификация детских игр

5. Игры с правилами

6. Вниманию родителей

Игра. Социальное значение игры.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Большинство современных ученых объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определенном этапе развития общества.

Социальное назначение игры заключается в том, что она служит средством передачи “культурных приобретений из рода в род”, подготавливает детей к труду. Игра социальна и по своему содержанию, поскольку дети отображают то, что видят вокруг, в том числе и труд взрослых.

В первые годы жизни у ребенка преобладает интерес к предметам, вещам, которые используют окружающие. Поэтому в играх детей этого возраста воссоздаются действия взрослого с чем-то, с каким-то предметом (ребенок готовит еду на игрушечной плите, купает куклу в тазике).

В развернутой форме ролевой игры, которая наблюдается у детей, начиная с 4-5 лет, на первый план выступают отношения между людьми, которые осуществляются через действия с предметами, а иногда без них. Таким образом, игра становится способом выделения и моделирования (воссоздания в специально созданных условиях) отношений между людьми, а, следовательно, начинает служить усвоению социального опыта.

Игровая деятельность не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т. п.). Усваивая в общении с взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обуславливает ее развивающий эффект.

Характеристика игровой деятельности

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию.

В игре находят выражение основные потребности ребенка-до-школьника. Прежде всего, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте.

 Ребенку первых лет жизни свойственна потребность в познании окружающего мира, названная психологами ненасыщаемой. Детские игры во всем их многообразии предоставляют ему возможность узнавать новое, размышлять над тем, что уже вошло в его опыт, выражать свое отношение к тому, что является содержанием игры.

Ребенок – существо растущее и развивающееся. Движения – одно из условий его полноценного роста и развития. Потребность в активных движениях удовлетворяется во всех видах игр, особенно в играх подвижных и дидактических с такими игрушками, как бильбоке, настольным крокетом, мячом и др.

Очень велики возможности игры в удовлетворении присущей ребенку потребности в общении.

В условиях дошкольного учреждения обычно складываются игровые группы, объединяющие детей по общим интересам, взаимным симпатиям. В силу особой привлекательности игры дошкольники оказываются в ней способными к большей сговорчивости, уступчивости, терпимости, чем в действительной жизни.

В недрах игры зарождаются и дифференцируются другие виды деятельности (труд, учение). По мере развития игры ребенок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности, прежде всего в трудовую.

Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения.

Признаком игры, как отмечал Л. С. Выготский, является наличие мнимой или воображаемой ситуации.

Другое важное свойство воображения – это способность переносить функции одного предмета на другой, не обладающий этими функциями. Благодаря этой способности дети используют в игре предметы-заместители, символические действия.

Игра как средство воспитания

В дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение игры, связанное с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развивается потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что при тактичном педагогически целесообразном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение), упрочению его интересов, развитию речи.

Велико значение игры в усвоении норм поведения, правил взаимоотношений. Но этим не исчерпывается ее значение для нравственного развития ребенка. Свобода игровой деятельности предполагает, что в ней ребенок чаще, чем в реальной жизни, ставится в условия, когда он должен сделать самостоятельный выбор (как поступить?).

В играх развиваются творческие способности ребенка. Они проявляются в выстраивании замысла, в разыгрывании роли, при создании необходимых для игры игрушек-самоделок, элементов костюма.

Таким образом, воспитательные возможности всех видов игр чрезвычайно велики.

Игра для дошкольников – способ познания окружающего. В процессе игры между детьми складываются два вида отношений:

  • отношения, которые определяются содержанием игры (ученики подчиняются учителю, инженер руководит рабочими), правилами игры.
  • реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (сговор на игру, выход из конфликта, возникшего между играющими, установление правил).

В игру не принимаются дети с низким уровнем развития отношений (ребенок настаивает на своем сюжете игры, ссорится с партнерами, выходит из игры до ее завершения).

Таким образом, на основе реальных отношений у детей формируются (или не формируются) качества “общественности” (А. П. Усова): способность входить в группу играющих детей, действовать в ней определенным образом, устанавливать связи с партнерами, подчиняться общественному мнению. Качества “общественности” позволяют ребенку успешно взаимодействовать с другими детьми.

Классификация детских игр

Детские игры разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В силу многообразия игр, оказывается, сложно определить исходные основания для их классификации.

В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и  творчества детей в игре.

Выделяют три класса игр (С. Л. Новоселова):

  1. Игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), – самостоятельные игры:
  • Игра-экспериментирование, самостоятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные).
  • Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательными и воспитательными целями:
  1. Игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные), досуговые игры (игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные).
  2. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.

Автор О. А. Авсюкевич

–>Категория–>: Педагоги |
–>Просмотров–>: 10203 | –>Загрузок–>: 124 |

–>

Для детей игра, является существенным компонентом жизни, выступая как ведущая деятельность в дошкольном периоде. Игра с возрастом переходит на этап сюжетно-ролевой игры — особый вид игры, активно способствующий развитию и усвоению социальных норм. В сюжетно-ролевой игре, дети берут на себя разнообразные роли и следуют им, в создаваемой ими игровой ситуации (сюжете). В такую игру вовлекаются все стороны личности ребенка: речь, социальные отношения, моторика, мышление, воображение, память, саморегуляция и многое другое, что комплексно развивает ребенка, готовя его к жизни в обществе. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации, которая складывается из сюжета и ролей.

Основные компоненты ролевой игры:

Сюжет — ряд событий происходящих в заданной области. Например, игра «в семью», «в доктора», «в магазин». Основным источником для игрового сюжета является окружающий мир, деятельность взрослых и сверстников, сюжеты из книг, мультфильмов и фильмов (игра в «Железного-человека», в «Фей Винкс» и т.п.). Разнообразие сюжетов увеличивается по мере знакомства ребенка с новыми аспектами жизни. В сюжете раскрывается содержание игры.

Содержание игры — то, что дети выделяют как основной момент деятельности и отношений между участниками сюжета, т.е. те действия, которые люди (персонажи) совершают в определенных жизненных ситуациях. Например, поход «мамы» за продуктами в магазин, где она выбирает продукты, складывает в тележку, оплачивает «продавцу» на кассе и .т.д.

Роль — набор моделей и действий, которые разыгрываются детьми в сюжете.

Этапы сюжетно-ролевой игры:

  • Главным содержанием игры младших дошкольников (3–4 года), является выполнение определенных действий с игрушками. Они многократно повторяют одни и те же действия: «нарезают хлеб», «делают укол», «пишут электронное письмо на клавиатуре» и т.п. При этом результат действия не используется детьми — нарезанный хлеб никто не ест, письмо никто не читает. Обычно, дети не называют себя именами лиц, роли которых выполняют. Роль определяется самим предметом: если у ребенка в руках кастрюля (или предмет ее, заменяющий в воображение ребенка) — он «мама», готовящая обед; если ложка — он «ребенок мамы», который ест обед. Притом логика производимых действий может отходить на второй план (одной машиной могут управлять два «шофера»).
  • В середине дошкольного детства (4–5 лет) основным содержанием являются отношения между людьми и социальная иерархия, роли которых дети берут на себя. Роли ярко очерчены и выделены. Дети часто делят роли между собой до начала игры. Это ролевые отношения продавца и покупателя, водителя и пассажира, врача и пациента — кто и что должен делать, и в какой форме он это должен делать. Например, врач должен послушать пациента и сделать укол. Действия, производимые ребенком, не повторяются и сменяются одно за другим. Действия выполняются уже не ради самих действий (игра в «нарезание хлеба»), а для осуществления определенных отношений к другому игроку, в соответствии с взятой на себя ролью.
  • Содержанием игры старших дошкольников (6–7 лет) становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Дети начинают чрезвычайно придирчиво относится к выполнению правил. Исполняя ту или иную роль, они внимательно следят, насколько соответствуют их действия, и действия их партнеров, общепринятым правилам поведения. Бывает так или не бывает — «Врач сначала должен послушать и лишь после сделать укол!»

Игра отражает характер и условия жизни ребенка в семье и обществе. Одна и та же игра  (например, в семью), может иметь совершенно разное содержание: одна «мама» будет ругать своих «детей», другая — краситься перед зеркалом и торопиться в гости, третья — читать детям книжки, учить их и пр. Все эти варианты отражают то, что ребенка окружает в жизни. У ребенка имеется желание заниматься тем же, чем занимаются взрослые, но т.к. он не имеет физической возможности этого делать, то сюжетно-ролевая игра становится разрешением этой проблемы. Ребенок может повторить действия взрослого, в доступной ему форме, и частично приобщиться к взрослому миру.

image

Другие виды игр:

  • Игра с правилами — игра со скрытой воображаемой ситуацией и скрытой игровой ролью, но открытыми правилами. Например, в игре «в классики» нужно достичь цели, соблюдая ряд условий, о которых заранее договариваются. Игры с правилами отличаются от ролевых тем, что здесь правило адресовано самому ребенку, а не игровому персонажу. К таким играм, также относятся и настольные игры.
  • Режиссерская игра — ребенок выступает режиссером игры, где он управляет куклами или солдатиками, которым приписываются определенные роли, и которые совершают определенные действия (сюжет).
  • Игра-драматизация — дети берут на себя роли героев фильмов, мультиков, книг и др. культурных произведений. Но в отличие от сюжетно-ролевой игры, сценарий и сюжет, дети не придумывают сами, а заимствуют из разыгрываемого произведения. Такая игра появляется ближе к школьному возрасту.
  • Результативные игры — цель игры состоит в достижении результата, который показывает степень развития определенной способности ребенка (кто быстрее пробежит, кто дальше кинет камень).
  • Дидактическая игра — учебная деятельность, проходящая в форме различного вида игр.
  • Компьютерные игры и игры на мобильных устройствах, могут включать в себя некоторые компоненты из вышеуказанных видов игр.

Влияние игры на развитие психики

  • Выполняя игровую роль (ориентируясь на мысленный образец), ребенок подчиняет этой задаче все свои импульсивные действия. Это способствует развитию его саморегуляции, произвольности поведения и самосознанию.
  • Выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и может посмотреть с другой стороны. Благодаря этому, происходит децентрация — важнейшая мыслительная способность человека, позволяющая представить другой взгляд и другую точку зрения.
  • Развивается речь, коммуникативные навыки и эмоциональная сфера.
  • Совершенствуются когнитивные и познавательные процессы: воображение, внимание, память, восприятие, наглядно-образное мышление.
  • Внутри игры возникают другие виды деятельности: продуктивная, учебная, трудовая.

Другие виды деятельности, кратко

Игра — не единственное занятие в дошкольном возрасте. В этот период возникают различные формы продуктивной деятельности. Ребенок рисует, лепит, вырезает, собирает конструкторы, строит из кубиков и т.д. Общим для всех этих видов деятельности, является создание продукта — постройка, рисунок, аппликация. Каждое такое занятие, требует овладения определенными способами действия. Важной частью продуктивной деятельности, является представление о том, какой результат ребенок планирует до начала процесса. Например, из кубиков собрать замок или нарисовать обитателей зоопарка.

Изобразительная деятельность. Для ребенка в рисовании и другой изобразительной деятельности, важен сам процесс. Дети рисуют с большим увлечением,  много говоря и жестикулируя, но часто, как только рисунок готов, они о нем забывают и не вспоминают, как и то, что именно они рисовали. До 5 лет в рисунках изображается ограниченное число объектов, часто заимствованных у взрослых: домик, солнышко, цветок, машина. Ребенок воспроизводит методом, показанным когда-то взрослым.

Восприятие художественного произведения. Такое слушание превращается в особую деятельность соучастия, сопереживания, содействия, когда ребенок становится на позицию героя произведения, пытается преодолеть стоящие перед ним препятствия, пережить их вместе с ним. Художественные произведения, это отличный способ развития эмоционального интеллекта ребенка.

Конструирование — постройки из кубиков и разного рода конструкторов. В процессе конструирования ребенок учится соотносить размер и форму различных деталей, выясняет их свойства, учится мысленно манипулировать ими. В процессе конструирования у ребенка развивается пространственное мышление, интеллект, внимание и т.д.

Учебная деятельность — организованная задача взрослыми, с целью научить ребенка новым знаниям и умениям.

Трудовая деятельность — элементарный труд (например, помощь в мытье посуды, уборке по дому), интересен и важен потому, что между ребенком и взрослым устанавливаются новые отношения реальной взаимопомощи и ребенок научается использовать инструменты труда.

Подробнее о способах развития ребенка в дошкольный период.

Консультация для воспитателей Виды игровой деятельности Все многообразие детских игр можно разделить на 2 большие группы: 1. Сюжетно-ролевые 2. Игры с правилами Сюжетно-ролевые игры делятся на: Игры на бытовые темы. Игры с производственной тематикой. Игры с использованием конструктора или строительного материала. Игры с природным материалом (песком, водой, снегом) Игры с общественно-политической тематикой. Театрализованные игры. Игры-забавы и развлечения. Игры с правилами делятся на : Дидактические: Подвижные: Игры с предметами и игрушками. Сюжетные Словесные дидактические игры. Бессюжетные Настольно-печатные игры. Игры с элементами спорта Музыкально-дидактические игры. Сюжетно-ролевые игры – группа игр, которые придумывают сами дети. В них отражаются знания, впечатления, представления об окружающем мире, происходит условное преобразование их и воссоздаются социальные отношения между людьми. Для каждой сюжетно-ролевой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль. Игры с правилами – группа игр, имеющих готовое содержание, специально разработанное взрослыми, и четко установленные правила. В них заранее определена последовательность действий. Руководство сюжетно-ролевыми играми Игра – один из тех видов деятельности, которые, используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствам общения. Но анализ воспитательной работы в детском саду показывает, что в ряде случаев дети играют мало и примитивно, уровень отображения действительности в игре не всегда соответствует их возрастным возможностям. Одними из основных причин неумения детей играть является: 1. Слабая связь игры с жизненным опытом детей. 2. Неумение воспитателя руководить игрой. Существует 4 способа комплексного руководства игрой: 1. Планомерное обогащение опыта.(в быту, на занятиях, на прогулке, во время чтения) 2. Обучающие игры (дидактические, театрализованные идр.) для перевода реального опыта в игровой план. 3. Своевременное изменение игровой среды, расширение тематики игры. 4. Общение со взрослым во время игрового процесса для развития умения ориентироваться в игровой задаче. В руководстве сюжетно-ролевой игрой важное значение приобретает логическое построение педагогического процесса, в котором отражены единство обучения, игры и труда. С этой позиции и определяются группы методов: Первая группа методов – обогатить детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни. К ней относятся: *экскурсии, *наблюдения, *встреча с людьми разных профессий, *чтение художественной литературы, *беседа с детьми, *беседа-рассказ воспитателя о труде взрослых и их взаимоотношениях в процессе труда, *просмотр фотоиллюстраций, картин, репродукций о событиях, происходящих в стране, *индивидуальные беседы с детьми, уточняющие их знания о современных событиях и о моральных категориях добра и зла, *инсценировка отдельных произведений с использованием персонажей кукольного театра Вторая группа методов – обучение детей конструированию, ручному труду, изготовлению поделок, игрушек. К ней относятся: *совместная постройка воспитателя с детьми, *образец педагога и показ приемов конструирования из строительных материалов, * овладение детьми приемами конструирования во время систематических занятий, *использование фотографий и различных схем построек, *обучение детей умению делать игрушки из бумаги и тонкого картона, *показ воспитателя приемов изготовления игрушек из бросового материала (катушек, коробок, пластиковых стаканчиков) и природного материала (шишек, каштанов, желудей, веточек). Третья группа методов – участие воспитателя в сюжетно-ролевой игре. Использование этих групп методов и приемов зависит от возрастных особенностей детей и от того, какие игровые умения, навыки имеют дети и какова культура детской речи. Младший дошкольный возраст В играх детей этого возраста наблюдается несложный сюжет, в котором прослеживается логическая последовательность действий. Дети стремятся определить для себя роль, которая может увлечь их на непродолжительное время. Интерес детей неустойчив, возможно переключение с одной роли на другую. Также велика роль подражания. Воспитателю при выборе приемов руководства важно учитывать эмоциональность, детскую впечатлительность, стремление ко всему яркому, необычному. Воспитатель использует дидактические игры типа «Уложим куклу Таню спать», «Оденем Таню на прогулку», «У куклы Тани – день рождения» и др. Во время наблюдения за трудом окружающих ребенка взрослых необходимо раскрывать последовательность их действий и включать, по возможности, детей в трудовой процесс (например, помощь няне при накрывании стола). Воспитатель организует постепенное и последовательное пополнение игрушек и игрового материала с учетом развития представлений и знаний детей. Большое значение в руководстве игрой имеет совместная игра воспитателя с детьми, показ действий с игрушками и использование предметов-заместителей. Малыши часто подражают игре сверстников и желают выполнять ту же роль, что и другой ребенок. В связи с этим возникают конфликты из-за одной и той же игрушки (куклы, машины). Воспитатель должен играть вместе с детьми, стараясь увлечь их совместными действиями с одной игрушкой ( у одной куклы будут и «мама» и «сестра»; у одной машины будет 2 шофера – один привозит «на стройку» кубики, другой выгружает и везет машину в гараж для ремонта). Воспитатель нередко берет на себя одну из главных ролей (воспитатель –врач, дети – пациенты), или наоборот, одну из второстепенных ролей (ребенок – продавец, воспитатель – покупатель). Во время игры воспитатель производит и показ действий с предметами, с игрушкой, учит разговору-диалогу между участниками игры, комментирует дальнейшие действия ребенка, меняет игровую ситуацию для развития сюжета игры. В младшем возрасте используются игры-забавы, цель которых – повеселить, порадовать детей (игры-забавы с ветром, с солнечными зайчиками, с механическими игрушками). Воспитатель сопровождает показ этих игрушек потешками, веселыми стихами, объединяя их действия одной темой (например, «Веселый зоопарк»). Большую ценность в работе с детьми представляют игры с песком, водой, снегом. Малыши любят делать из песка «пирожки», или строить «домик» для кукол, «гараж» для машины. Воспитатель дает детям дополнительную атрибутику в виде формочек, фанерных фигурок людей, птиц, животных, маленькие машины, предлагая построить еще несколько «домиков» или «гаражей», при этом оказывая помощь в овладении навыков строительства. Игры с водой требуют соблюдения некоторых условий: наличие достаточно больших тазов или надувных емкостей для воды, чтобы вокруг них могли находиться 4-5 детей, наличие плавательных игрушек. Вода в тазах должна быть теплой. Воспитатель показывает как замечательно играть с водой, как мама-утка учит плавать своих утят, как красиво плывут бумажные лодочки, как можно устроить соревнования корабликов. Игры со снегом начинаются у малышей со знакомства со свойствами снега: дети сгребают снег в маленькие кучки, перебрасывают снег с места на место, перевозят на санках. Воспитатель сам строит горку из снега, дает детям маленьких куколок, машинки, чтобы покатать с горки, дает детям лопаточки, советует самим сделать горку для других куколок и машин. Средний дошкольный возраст Для сюжетно-ролевой игры детей этого возраста характерно возникновение новых тем, связанных со знаниями, полученными во время чтения художественной литературы, просмотра телепередач, рассказов взрослых («путешествия», игры в «моряков», «военных», «строительство»). Характерная особенность в выполнении ролей и игровых действий – воссоздание взаимоотношений людей в процессе трудовой деятельности. Дети этого возраста начинают понимать, что в коллективном труде необходимо оказывать друг другу помощь, быть внимательным, вежливым, добрым. Однако в играх можно наблюдать и проявление негативных сторон нашей жизни – это следует учесть воспитателю, чтобы вовремя направить ход игры в нужное русло. В игровой деятельности находит свое место и театрализованная игра. Дети с удовольствием драматизируют знакомые сказки («Колобок», «Теремок» и др.). Дети этого возраста любят совместные игры. Объединения немногочисленны – 5-6 человек. Основой являются личные симпатии, привязанности, которые возникли еще в младшем возрасте. У детей появляются любимые роли. Изображая в игре конкретное или воображаемое лицо, ребенок стремится реализовать собственные знания и представления о его делах, поступках, чувствах. Руководство воспитателя направлено на обогащение детей впечатлениями, знаниями о происходящих событиях. Воспитатель использует разные методы: беседа, чтение художественных произведений, встреча с людьми разных профессий, рассказ с использованием иллюстраций. Воспитателю необходимо вместе с детьми участвовать в игровой ситуации, он может взять на себя главную роль, может быть одним из участников, но в любом случае должен руководить игрой и направлять инициативу и творчество детей. Старший дошкольный возраст У детей старшего дошкольного возраста углубляется интерес к трудовым делам взрослых, возникает чувство восхищения самоотверженными поступками людей и стремление им подражать. Появляется желание выполнить свою роль с большей выдумкой, изобретательностью. Для развития игры дети используют свои технические умения. Могут договориться о теме игры, без конфликтов распределять роли. Появляются игры более сложной тематики («Космонавты», «Полеты на «Луну»), длительные творческие игры («Строительство города в тайге», «Путешествие на Северный полюс», «Кругосветное путешествие») . Руководство длительной творческой игрой имеет свою специфику. Это объясняется прежде всего творческим характером игры, необходимостью постоянного развития и усложнения содержания. Следовательно, чтобы удержать интерес детей к игре, воспитатель должен постоянно давать им новые, конкретные знания. Основные приемы руководства длительными сюжетно-ролевыми играми: 1. Проведение экскурсий (первичной, повторной, закрепляющей). 2. Использование бесед, рассказов с показом иллюстраций при ознакомлении детей с событиями современной жизни (о полете космонавтов, о выходе в космос человека, о походах отважных людей к Северному полюсу, о путешествии на необитаемый остров). 3. Просмотр видеофильмов или слайдов по теме игры. 4. Беседа-рассказ воспитателя. 5. Чтение художественной литературы с дальнейшим обсуждением прочитанного. Руководство воспитателя в игре не должно подавлять инициативу и творчество детей, а, наоборот, всячески способствовать их развитию. Распределение ролей – важный этап перед игрой. Не обязательно воспитателю брать на себя ведущие роли в игре. Достаточно совета, напоминания, предложения направленных на самоорганизацию детей в игре. Можно провести коллективное обсуждение кандидатур на главные и второстепенные роли. Такое обсуждение учит детей правильно распределять роли, показывает, как важно быть хорошим товарищем, которого уважают и любят, который сам много умеет и помогает другим. Для игр с песком от воспитателя требуется дополнительный материал – обрезки досок, колышки, шнуры: дети строят шлюзы, каналы, подземные переходы, тоннели. Часть игрушек дети делают сами на занятиях или вне занятий: пароходы, лодки, вагоны, самолеты из бумаги или коробок, из бросового материала (пластиковые бутылки) Из снега в этом возрасте могут быть сделаны крупные постройки – на территории участка и мелкие – на столах. Воспитатель учит, как сделать «кирпичи» из снега при помощи коробок или ящичков, как возводить стены дома, как утрамбовывать снег, делать ледяные дорожки, снежные валы. Здесь возможны игры «Зимняя крепость», «Северный полюс», «Зимняя Олимпиада», «Праздник русской зимы», а также драматизация сказок «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка». В содержании театрализованных игр прослеживается динамика действия, наличие диалогов, бесед. Основные вопросы руководства театрализованными играми в этом возрасте касаются выбора литературного произведения, работы с детьми по выразительности речи, созданию декораций и костюмов. Театрализованные игры готовятся и проходят при активном участии воспитателя. Игры-забавы в старшем дошкольном возрасте носят характер веселых эстафет, соревнований, аттракционов с участием двух и более команд: «Эстафета на санках», «Воздушный футбол» и др. Показ воспитателем заводных игрушек, действующих в одной сюжетной линии «Цирк», «Детки в клетке» – может способствовать возникновению интереса и желания самим детям подготовить «цирковое представление» ст. воспитатель Швайбович

Подпишитесь на рассылку:

image

Проекты по теме:

Поиск

Вики

Архив

Право

Юриспруденция

Хобби

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТВ 

Здравствуйте гость!

В 

Логин

:

Пароль

:

В 

Запомнить

В 

В 

Забыли пароль? Регистрация

В 

Поиск учебного материала на сайте
Предмет:
Название:

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Ответы Поясните сущность явления вязкого трения. Какова природа сил внутреннего трения жидкости?

Информация:

Тип работы: Ответы. Предмет: Физика. Добавлен: 14.12.2017. Год: 2017. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):

Игра́ («игровая деятельность») — инстинктивный способ получения и развития навыков людьми и животными в момент отсутствия непосредственной угрозы для жизни[1]. Характеризуется тенденцией к повторению[2] и отсутствием цели как мотива к удовлетворению физиологических потребностей[1].

Также термин «игра» используют для обозначения набора предметов или программ, предназначенных для подобной деятельности. Создание типичных для профессии ситуаций и нахождение в них практических решений является стандартным для теории управления (деловые игры — моделирование производственной ситуации в целях выработки наиболее эффективных решений и профессиональных навыков) и военного дела (военные игры — решение практических задач на местности и по топографическим картам).

Игра может быть и фактически является предметом изучения различных наук, например биологии, физиологии и т. д. Понятие «игра» включает в себя огромный спектр представлений, и разные авторы по-своему подходят к трактовке этого определения. Но как бы различные авторы ни трактовали термин «игра», она всегда являлась одной из ведущих форм развития психических функций человека и способом реального познания мира.[3]

Определения

image Древняя египетская игровая доска из слоновой кости на выставке сокровищ Тутанхамона в Париже (2019) image Игровой стол, около 1735 года, маркетри из дерева и слоновой кости, в целом: 78,7 х 94 х 54,6 см, в Художественный музей Кливленда (Кливленд, Огайо, США) image Настольная игра image Процесс видеоигры image Детские игры, 1560, Питера Брейгеля Старшего, в Музей истории искусств (Вена) image Игроки в карты, картина 1895 года Поля Сезанна, изображающая карточную игру, в Институт искусства Курто (Лондон)

Большая советская энциклопедия

Игра́ — тип осмысленной[4] непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в её результате, а в самом процессе.[5]

Общая психология

Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры[6].

Теория игр

В теории игр под игрой понимается процесс, в котором участвуют две и более сторон, ведущие борьбу за реализацию своих интересов. Каждая из сторон имеет свою цель и использует некоторую стратегию, которая может вести к выигрышу или проигрышу — в зависимости от поведения других игроков.

История игр

Первые игры появились у животных задолго до возникновения человека. Обезьяны используют не только те игры, что связаны с определёнными ритуалами, например, брачный сезон, но и схожие с аналогичными играми людей. Человечество играет с доисторических времён — начиная с ритуальных игр[7] (например, обряд инициации ), с развитием цивилизации игры делались всё сложнее и стали практически любой тематики — война, любовь, фэнтези, история.

Игра у животных

image Играющий котёнок

Высшие животные имеют чётко выраженный ювенальный период, в течение которого проявляют игровое поведение. Характер игр у животных определяется видовыми особенностями и в значительной степени зависит от образа жизни, так как в играх проявляются (и совершенствуются) элементы поведенческого репертуара взрослых животных — отдельные формы пищедобывательного, брачного, социального и гнёздо-строительного поведения. К примеру, у лисят игра включает затаивание и прыжки — эти движения используются при охоте на мелких грызунов.

Часто наблюдаются игры с использованием предметов (манипуляционные игры). Такие игры наблюдаются у многих млекопитающих, но особенно развиты и сложны у обезьян. Игры позволяют обезьянам оттачивать тонкие движения под контролем кожной чувствительности и зрения. Порой обезьяны проводят долгое время на одном месте, манипулируя одним предметом, при этом их активность обычно направлена на разрушение самого предмета.

Совместное участие в игре нескольких особей выводит её на качественно новый уровень. Общение животных в процессе совместной игры играет важную роль в формировании группового поведения. Обычно совместные игры включают борьбу и бег наперегонки, но могут включать манипуляции с различными предметами, в том числе борьбу за какой-либо предмет. Например, игры медвежат заключаются в беге наперегонки, затаивании, нападении друг на друга из засады и борьбе.

Роль игры в жизни человека

Игра представляет неотъемлемую, важнейшую часть жизни человека, которая реализуется как в виде отдельной деятельности, так и в виде составляющих различных сфер жизни: трудовой, учебной, творческой, семейной и т. д. При этом игра — основной вид деятельности детей младших возрастов. С. Л. Рубинштейн (1976) отмечал, что игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития. По мнению Д. Б. Эльконина (1978), «в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения».

Воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.

А. С. Макаренко, «Лекции о воспитании детей»[8]

Игры, в том числе компьютерные, могут служить психодиагностическим инструментом; выводы могут быть сделаны из предпочитаемых игровых ситуаций, отношению к темпу и сложности игры[9]. Само наличие игрушек при общении с ребёнком может способствовать терапевтическому (в том числе диагностическому) процессу через создание подходящей атмосферы[10].

Томас Шеллинг, лауреат премии по экономике памяти Альфреда Нобеля 2005 г., в работе «Стратегия конфликта» рассматривает различные «стратегии» поведения участников конфликта. Эти стратегии совпадают с тактиками управления конфликтами и принципами анализа конфликтов в конфликтологии (это психологическая дисциплина) и в управлении конфликтами в организации (теория менеджмента). В психологии и других науках используют слово «игра» в других смыслах, нежели в математике. Некоторые психологи и математики скептически относятся к использованию этого термина в других смыслах, сложившихся ранее. Культурологическое понятие игры было дано в работе Йохана Хёйзинги «Homo Ludens» (статьи по истории культуры): автор говорит об использовании игр в правосудии, культуре, этике; о том, что игра старше самогó человека, так как животные тоже играют. Понятие игры встречается в концепции Эрика Бёрна «Игры, в которые играют люди, — люди, которые играют в игры». Это сугубо психологические игры, основанные на трансакционном анализе. Понятие игры у Й. Хёйзинги отличается от интерпретации игры в теории конфликтов и математической теории игр. Игры также используются для обучения в бизнес-кейсах, семинарах Г. П. Щедровицкого, основоположника организационно-деятельностного подхода. Во время «перестройки» в СССР Г. П. Щедровицкий провёл множество игр с советскими управленцами. По психологическому накалу ОДИ (организационно-деятельностные игры) были так сильны, что служили мощным катализатором изменений в СССР. Сейчас в России сложилось целое движение ОДИ. Критики отмечают искусственную уникальность ОДИ. Основой ОДИ стал Московский методологический кружок (ММК).

Деловая игра представляет собой форму современного вузовского и поствузовского образования. Существуют инновационные, позиционные игры (А. А. Тюков); организационно-обучающие игры (Неверкович, Сергей Дмитриевич // Большая русская биографическая энциклопедия (электронное издание). — Версия 3.0. — М.: Бизнессофт, ИДДК, 2007.); обучающие игры (B.C.Лазарев В.С.Лазарев на сайте «Национальная энциклопедическая служба»); организационно-мыслительные игры (О. С. Анисимов); организационно-деятельностные игры (Г. П. Щедровицкий) и др.[11]

В рамках теории игр — математической теории, позволяющей моделировать различные ситуации, — игра приравнивается к конфликтной ситуации, в которой минимум два игрока стремятся получить максимальный выигрыш согласно определённым правилам[12].

Возможны задержки развития с пограничными состояниями вплоть до расстройств личности, приводящие к замещению реальной деятельности игрой: у людей может возникать зависимость от азартных или компьютерных игр, что может привести к десоциализации играющего.

Детские игры

Де́тские и́гры — игры детей, которые требуют использования как чисто спортивных умений и навыков, так и логических, умения думать. Существует мнение [у кого?], что детские игры полезны как для физического, так и умственного развития детей.

image Играющие дети

У детей дошкольного возраста игра является основным видом деятельности. Некоторые стихийные игры дошкольников имеют выраженное сходство с играми представителей животного мира, но даже такие простые игры как догонялки, борьба и прятки в большой степени являются окультуренными. В играх дети подражают трудовой деятельности взрослых, принимают на себя различные социальные роли. Уже на этом этапе происходит дифференциация по половому признаку. Особое положение занимают специально разработанные развивающие и терапевтические игры.

В играх проявляются индивидуальные и возрастные особенности детей. В возрасте 2-3 лет начинают осваивать логически-образное представление действительности. Играя, дети начинают придавать предметам контекстуально-обусловленные воображаемые свойства, замещать ими реальные объекты (игры «понарошку»).

В развитии игры выделяются две основные стадии. На первой из них (3-5 лет) характерным является воспроизведение логики реальных действий людей; предметные действия выступают содержанием игры. На второй стадии (5-7 лет) вместо воспроизведения общей логики происходит моделирование реальных отношений между людьми, то есть содержание игры на этой стадии — социальные отношения[13].

Педагогическое значение

Игра практически с древних времён выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. Исторически одной из целей игры являлась выработка необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей.

«Я говорю и утверждаю, что человек, желающий стать выдающимся в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться… Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен ещё в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-либо детские сооружения».

Платон (427 − 347 до н. э.)

“Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу…”[14]

А.С. Макаренко (1888 − 1939)

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий