1.2 Развитие познавательной активности в игровой деятельности

Содержание

Не секрет, что ранний возраст играет особую роль в интеллектуальном развитии ребенка. Формируется первичный образ мира, ребенок начинает осознавать себя и свое место в нем. Складываются первые человеческие качества ребенка, которые в будущем станут фундаментом его характера.

Восприятие окружающего мира раннего – младшего дошкольного периода становится более субъективным – ребенок начинает испытывать к предметам и явлениям чувства, позволяющие ему отделять красивое от безобразного, интересное от неинтересного.

Интерес к познанию – отличительная особенность маленьких детей

Учитывая повышенную чувствительность психики детей к воздействию на него извне и хорошим качеством усвоения новых знаний, умений, навыков, важно уделить внимание различным аспектам его развития, в том числе – интеллектуальному. Недоработки на этом этапе могут крайне негативно сказаться на его развитии в дальнейшем.

Какие виды деятельности в этом возрасте нужно развивать в первую очередь и чему уделять особое внимание? Рассмотрим закономерности развития познавательного развития ребенка раннего возраста.

Познавательное развитие малышей – структура и особенности

Новообразования раннего возраста

Развитие активной познавательной деятельности детей раннего – младшего дошкольного возраста отмечается следующими изменениями, происходящими в структуре личности ребенка.

  1. Формирование и развитие самосознания. Ребенок начинает постепенно отделять себя от окружающего мира. У него формируются такие качества, как самостоятельность, любознательность, интерес к окружающему миру. Ему интересно все, что происходит вокруг и что его окружает в особенности.
  2. Базовое доверие к окружающему миру. Развивается в процессе взаимодействия ребенка с окружающими людьми и приобретения первого позитивного опыта.
  3. Целеустремленность. Ребенок учится направлять свою деятельность, структурировать ее для достижения собственных целей. У детей формируется понятие о том, какие именно действия необходимо совершать для получения того или иного результата и предпринимает первые попытки следовать той или иной инструкции. Целеустремлённость дает ребенку возможность понимать смысл познавательной деятельности и доводить начатое до конца. К началу дошкольного возраста это качество должно быть сформировано.
  4. Творческая деятельность. Приобретая опыт взаимодействия с окружающим миром, ребенок начинает постепенно преобразовывать его, манипулируя и экспериментируя с его содержанием. Поэтому важно поощрять его участие в творческой деятельности в любой форме.
Особенности развития детей раннего возраста

Особенности познавательного развития

У детей раннего и младшего дошкольного возраста они выглядят следующим образом:

Из всех процессов познавательного развития раннего возраста доминирующим является восприятие.

Оно развито наиболее хорошо, но при этом еще носит непроизвольный характер. Несовершенство восприятия заключается в том, что ребенок способен уловить только отдельные качества и свойства тех или иных предметов и еще неразрывно связывает их с условиями, в которых он находится.

Восприятие – основной способ развития малышей

Воображение у детей до дошкольного возраста развито достаточно слабо и проявляется, в основном, в виде предвосхищения возможных результатов того или иного действия. Творческое воображение пока не дает знать о себе. Позитивной чертой этой особенности является неспособность к лжи, которая даст знать о себе несколько позднее.

Запоминание детей непроизвольно. В памяти ребенка откладываются только предметы, отличающиеся новизной, яркостью, контрастностью и т.д. Для успешного познавательного развития необходимо постепенно приучать его к целенаправленному запоминанию, участь отделять то, что для него значимо от того, что менее важно.

Преобладающая форма мышления – наглядно-действенное. Ребенок приобретет знания о предметах путем прямого взаимодействия с ними.

Основы сенсорного развития младших дошкольников

Примерно к полугоду у ребенка формируется автономная речь, которая впоследствии исчезает и на смену ей приходят более привычные, «взрослые» слова. Объем словарного запаса растет: к первому году жизни он составляет 10 слов, к году и восьми месяца – уже 100, в два года этот показатель возрастает до 300, а к трем годам приближается к 1000 – 1500.

К полутора годам ребенок приобретает способность говорить не отдельными словами, а уже складывать их в предложения. Их особенности таковы, что пока они довольно кратки и складываются из 2-3 слов.

Развитие речи у дошкольников – схема

Более распространенными предложениями ребенок начинает говорить ближе к третьему году. И хотя речь детей бывает далеко не всегда понятна взрослым, им чаще всего удается донести до них, в чем именно они нуждаются в конкретный момент. К началу дошкольного возраста ребенок владеет уже довольно связной речью.

Цели познавательного развития

Задачи познавательного развития детей на этапе раннего возраста выглядят следующим образом:

  1. Создание среды, располагающей к интеллектуальному развитию ребенка. Ребенку должны создаваться условия, располагающие к комфортным играм, взаимодействию с членами семьи и сверстниками.
  2. Развитие у ребенка интереса к окружающему миру и происходящим в нем событиям. Необходимо поощрять ребенка обращать внимание на то, что происходит вокруг, в особенности – делиться с родителями своими впечатлениями.
  3. Развитие у ребенка младшего возраста способностей к активной творческой деятельности, различных операций с предметами. В его распоряжении должны быть материалы для творчества.
  4. Расширение понятийного аппарата и представлений об окружающем мире. Для этого очень важно общаться с ребенком на простые, доступные его возрасту темы. Желательно также смотреть познавательные передачи и смотреть развивающие телепередачи.
  5. Развитие понимания причинно-следственных связей и факторов, объясняющих происходящие вокруг события. Этому очень способствуют ответы на всевозможные детские «почему». Важно относиться серьезно к любым вопросам, какими бы нелогичными они не казались.
  6. Создание условий, поощряющие в ребенке проявления самостоятельной активной деятельности. Лучше разрешить ребенку самостоятельно, пусть не с первого раза и не лучшим образом сделать то или иное действия, чем лишать его возможность проявить инициативу.
  7. Формирование доброжелательного отношения к людям и окружающему миру в целом. Ребенок младшего возраста еще слабо знаком с правилами этикета, но уже важно, чтобы он мог строить элементарные отношения с окружающими, в том числе со сверстниками, овладевал навыками общения и т.д.
Модель развивающей среды для детей 2-3 лет

Принципы интеллектуального развития ребенка. Полезные советы

Учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе деятельности  – обязательное условие правильного развития ребенка. Несмотря на то, что каждый возрастной период должен отмечаться переходом на новую ступень развития, не стоит пренебрегать ими.

Особенности развития памяти у маленьких деток

Задачи, предлагаемые ребенку раннего (дошкольного) возраста, обязательно должны соответствовать его уровню развития, учитывать его особенности и не вызывать чрезмерных затруднений. Однако не стоит забывать и о том, что ребенок быстро потеряет интерес к излишне легким заданиям. Правильный выбор сложности задания будет напрямую влиять на качество развития его волевых качеств.

Регулярность и систематичность занятий – условия успеха любой деятельности, несоблюдение которых сведет на нет всю их эффективность.

Регулярность занятий обеспечивает равномерное и полноценное развитие

Гораздо лучше проводить регулярные кратковременные занятия, чем уделять им один день в неделю.

Отношение ребенка к занятиям должно оставаться позитивным. Задачи должны быть ему интересны.

Самостоятельность ребенка также должна оставаться непременным условием деятельности, направленной на его обучение и развитие.

Познавательное развитие детей раннего и раннего дошкольного возраста подчиняется схожим закономерностям. Зная их, можно помочь ребенку легко подготовиться к дальнейшей жизни.

Подписывайся Detki.guru в Telegram

Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры

Светлана Александровна Александрова

Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры

Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры

Познавательная деятельность — это не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, приобретение знаний в процессе разнообразной деятельности детей со взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль отводится дидактическим играм.

В ФГОС ДО именно игра позволяет построить адекватную систему обучения, учитывая особенности дошкольников; именно игра обеспечивает особенности и вариативность дошкольного воспитания, связанные с культурным развитием ребенка; именно игра способствует включению семьи в систему дошкольного образования. В условиях игр дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

Читайте также:  Календарно- тематическое планирование “Неделя детской книги” календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

При систематическом и творческом использовании дидактических игр можно добиться существенного продвижения в развитии познавательной активности. Дидактическая игра помогает общению, она может способствовать передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций.

Дидактическая игра содействует лучшему пониманию сущности вопроса, уточнению и формированию знаний. Игрыможно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число детей. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи НОД, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста. Игра помогает педагогу донести трудный материал в доступной форме.

Для этого необходимо создать условия для ребенка во всех режимных моментах,а также:

— учитывать индивидуальные особенности;

— использовать всевозможный дидактический материал, в соответствии с уровнем подготовки;

— проводить совместную работу с родителями;

Проблема активизации познавательной деятельности дошкольников на всех этапах развития образования является одной из актуальных, т. к активность является необходимым условием умственного развития личности. Познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и разнообразных видах творческой деятельности. Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности.

Учёными-педагогами выявлены педагогические условия, которые обеспечивают достаточно устойчивые познавательные интересы дошкольников:

• Создание обогащённой предметно — развивающей среды для начала развития интереса;

• Включение занимательности в содержание НОД;

• Интеграция разнообразной деятельности;

• Стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности.

Работу по данной теме начала с организации предметно — развивающей среды. Под предметно — развивающей средой понимаю естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества, познавательной активности.

Во время планирования предусматриваю следующие пункты:

• переход одного вида деятельности (игры)

Читайте также:  Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Родительское собрание как форма работы с родителями»

из совместной в самостоятельную;

• еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала;

• учитывание временных рамок.

Таким образом, знания, полученные ребенком на занятиях, закрепляются в совместной деятельности, после чего переходят в самостоятельную и уже после этого – в бытовую деятельность.

Организуя работу по развитию познавательной активности, применяю не только специально изготовленные игры, но и обычные предметы, чтобы ребенок увидел, что реальный мир не существуют сам по себе.

Для работы с детьми по выявлению свойств и отношений предметов использую не только занятия, но и прогулки, продуктивную совместную деятельность; для индивидуальной работы — режимные моменты (ситуации одевания и раздевания, гигиенические процедуры, приготовление к обеду, ко сну).

Словесные игры помогают развивать речь детей: пополняя и активизируя словарь, формируя правильное звукопроизношение, развивая связную речь, умение правильно выражать свои мысли, составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни, формируя навыки пересказа.

Такие игры как “Назови одним словом”, “Назови три предмета” требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий.

Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию, главная задача словесных игр. Если ребенку достается роль, гида в играх “Путешествия”, то, он, охотно рассказывая и объясняя — развивает у себя монологическую речь.

Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку. Например, в игре “ Кто построил этот дом?” дети узнают о том, что прежде чем построить дом, архитекторы-проектировщики работают над чертежом,затем приступают к делу строители: каменщики, штукатуры, сантехники, маляры и другие рабочие. Дети усваивают знания о том, какие машины помогают людям в строительстве дома. Так у детей пробуждается познавательный интерес к людям этих профессий, появляется желание играть в строительство, домов, железной дороги и других объектов.

Варианты заданий:

І. Одевание (раздевание)

на (с) прогулку.

• предложить детям сравнить туфельки детей и разделить их на большие и маленькие, прикладывая подошвы, друг к другу

• определить, много ли ребят пришло в куртках, в пальто и т. п. (классификация)

Читайте также:  Использование фланелеграфа в работе с детьми учебно-методический материал на тему

;

II.После сна:

• застилая постель, определить на какую геометрическую форму похоже покрывало, подушка;

• расчесывая девочек, спросить, у кого волосы длинные, у кого – короткие (у кого самые длинные)

;

III.Прием пищи:

• попросить детей разложить ложки, перед этим они должны определить количество детей, сидящих за столом;

Прогулка:

• собирая осенние листья, выбрать красные, желтые, зеленые, коричневые; выложить из них шарфики для осени (длинные и короткие)

;

• во влажном песке аккуратно сделать отпечаток подошвы обуви ребенка и воспитателя, сравнить их по форме и по размеру;

«Найди, что покажу»

— искать одинаковые по форме листья, камешки, шишки, куличики;

«Найди, что назову»

— искать предметы по описанию;

•постоянно упражнять в счете: считать ведра, формочки, лопатки, листья, цветы;

• наблюдая за транспортом обговаривать геометрическую форму, цвет, направление и скорость движения;

• наблюдая за небом, обговаривать форму солнца, облаков; цвет и направление движения;

• играть в подвижные игры с математическим содержанием, активно использовать пальчиковые упражнения.

В процессе работы использую направления:

-работа с детьми;

— работа с педагогами;

— работа с родителями;

Педагогический процесс немыслим без совместной деятельности детей, воспитателей и родителей. Поэтому считаю важным просвещать родителей в вопросах воспитания и обучения. Не стала исключением и проблема формирования и развития познавательных интересов дошкольников.

Думаю, что основное усилие и педагогов, и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольников потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.

Читайте также:  Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих, игровых, ИКТ-технологий по теме: «Путешествие в Королевство Здоровья»

В процессе работы у детей сформировались стремление к самостоятельности и участию в познавательной деятельности; проявление познавательного интереса в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

задавать вопросы поискового характера; контроль собственной деятельность и действия партнера; использование элементов планирования в познавательной деятельности; умение строить деловой диалог при совместном выполнении поручения, в случаях возникновения конфликтов; самостоятельность в применении полученных знаний для решения новых задач;

испытывать удовольствие от результатов самостоятельной познавательной деятельности; контролировать отрицательные проявления эмоций, радоваться успехам сверстников и т. д.

Используя различные дидактические игры в работе с детьми, убедилась в том, что они дают большой заряд положительных эмоций.

Надо добиваться, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

В дальнейшей работе планирую:

— Изготовление новых дидактических игр;

— Создание картотеки дидактических игр для родителей;

— Создание банка видеотеки (с привлечением родителей)

image
image

«Современные методы развития познавательных способностей дошкольников в игровой деятельности»

Метод проектирования

Главная цель организации проектной деятельности — развитие у детей глубоких, устойчивых интересов к математике, на основе широкой познавательной активности и любознательности.

Практические виды деятельности доступны ребёнку: сравнение, классификация, преобразование, воссоздание, измерение, комбинирование, моделирование и др.

В основе большинства проектов лежит групповая работа детей, при этом работа в группах организуется с учетом индивидуальных способностей, возможностей и межличностных отношений конкретных участников проекта. Сами ребята определяют старшего в каждой группе и распределяют роли. При таком подходе ребята работают активно и самостоятельно. Роль воспитателя в этом случае – ненавязчивый контроль и, по необходимости, консультация детей перед их выходом на защиту проекта.

Результаты каждого проекта обсуждаются вместе со всей группой, что позволяет детям почувствовать уверенность в себе, в своих силах, способствует повышению самооценки.

Метод проектов может использоваться по любой теме. Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких дней. Осуществляя эту работу, дети могут составлять задачи с различными героями. Это могут быть сказочные задачи, «мультяшные» задачи, задачи из жизни группы, познавательные задачи и так далее.

Всесторонний подход к проектной деятельности обуславливается тесной связью занятий познавательного и художественного циклов, изобразительной деятельностью, музыкально-театральным творчеством и следовательно, органично вписывается в общую воспитательную задачу детского сада.

Исходя, из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:

-использование нетрадиционных форм помогает привлечь к работе всех детей;

-можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль;

-нетрадиционный подход таит в себе огромный потенциал для развития речи дошкольников;

-образовательная деятельность способствует развитию умения работать самостоятельно;

-в группе меняются отношения между детьми и воспитателем (мы партнеры)

-ребята с удовольствием ждут таких игр.

Математические игры интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе и задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявить умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.А каким бы многоопытным воспитатель не был, всегда ему приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать игры интересными.

Т.Е. Головач

студентка 4 курса педагогического факультета

(научный руководитель – Л.М.Тарантей, доцент кафедры педагогики и психологии детства, кандидат педагогических наук)

 

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГР С ПРАВИЛАМИ

 

В данной статье автор рассматривает особенности формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста,выявляет уровни познавательного интереса у старших дошкольников и предлагает пути развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста.

 

Современная теория обучения и воспитания при анализе педагогических явлений все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения. Формирование познавательных интересов, естественно связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. В самой структуре учебного процесса имеется множество объективных оснований для формирования познавательных интересов.

Одним из направлений изучения познавательной активности детей дошкольного возраста является изучение и проявление ее в игровой форме. Игровая деятельность представлена следующими видами игр: играми с правилами, сюжетно-ролевыми, строительными, словесными и дидактическими, но именно игры с правилами являются средством формирования познавательной активности: ребенок не только познает, но получает новые знания, закрепляет их [6, с. 133].

Игра – это ведущая деятельность дошкольника, оказывающая существенное влияние на развитие всех сторон его психики. Л. И. Божович, отмечает, что «в игре формируется произвольность поведения. Подчинение требованию «надо», а не «хочу», снимается познавательный эгоцентризм, когда ребенок начинает учитывать наличие других точек зрения на события и предметы действительности. В игре изменяются и познавательные процессы» [1, с. 99].

С целью определения путей развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста нами было проведено исследование, реализованное в несколько этапов. На первом этапе мы изучили и охарактеризовали психологическую сущность познавательного развития в дошкольном возрасте, рассмотрели игру как средство развития познавательной активности дошкольников, а также провели теоретический анализ использования игр с правилами для развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Вторым этапом исследования стало выявление уровня сформированности познавательной активности у старших дошкольников. На третьем этапе нами была разработана методика организации игр с правилами для старших дошкольников.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил заключить, что при систематическом, правильно построенном обучении, к старшему дошкольному возрасту интересы носят устойчивый характер. Они становятся базой для формирования познавательной активности, без которой не будет возможным успешное обучение в школе.

Т. Гризик, отмечает, что «на протяжении дошкольного детства ребенок непосредственно включается в овладение способами целенаправленного познания и преобразования мира через освоение следующих умений: постановка цели и планирование, прогнозирование возможных эффектов действий, контроль за выполнением действий, оценка результатов и их коррекция» [4, с. 32].

Познавательная активность ребенка-дошкольника формируется и развивается в игровой деятельности. Игры с правилами – особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т.д.).

С целью выявления у детей старшего дошкольного возраста сформированности уровня познавательной активности нами были  определены такие показатели как: положительное отношение к познавательной активности, проявление инициативы и самостоятельности, исследовательские умения, проявление любознательности, умения задавать вопросы. За основу нами были взяты сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов познавательной активности.

В нашем исследовании задействовано 24 воспитанника детского сада в возрасте 5-6 лет и воспитатель старшей группы дошкольного образовательного учреждения «Ясли-сад № 3 г. Мосты». При проведении исследования нами выявлено, что 20,8 % детей (5 человек) познавательная активность выражена сильно, у 66,6% детей (16 человек) – умеренно, у 12,6% детей (3 человека) – слабо.

По нашему мнению, познавательная активность дошкольника проявляется, прежде всего, в умении ребенка принимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу, составлять план действий, отбирать средства и способы ее решения с использованием возможно более надежных приемов, производить определенные действия и операции, получать результаты и понимать необходимость их проверки. Одним из средств формирования познавательной активности детей дошкольного возраста являются игры с правилами, в которых дошкольник не только познает окружающую его действительность, но и имеет возможность закреплять их.

Среди игр с правилами особое место занимают дидактические игры. Как отмечает А. К. Бондаренко, «дидактическая игра – это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий. Развивающие дидактические игры содержат готовый игровой замысел, предлагаемый ребенку взрослыми, игровой материал и систему правил, регламентирующих интеллектуальные, предметные действия и способы взаимоотношения в игровом коллективе. Игровая дидактическая цель имеет два аспекта: познавательный и воспитательный» [2, с. 27].

Дидактическая игра должна обязательно включать игровой замысел, т.е. ту игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Замысел должен опираться на конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их опыта. Активизация познавательной активности посредством дидактической игры осуществляется через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям, т.е. возникает познавательный интерес.  О. Дыбина отмечает, что «систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения интеллектуальной к деятельности, формирования положительной познавательной мотивации» [5, с. 22].

Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у дошкольника постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. По мнению Д. Н. Годовиковой, «познавательный интерес положительно влияет на процесс и результат деятельности, на протекание психических процессов − мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность» [3, c. 20].

При работе со старшими дошкольниками целесообразно использовать упражнения, состоящие из заданий для развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста («Все по местам», «Что бывает?», «Покажи наоборот», «Кто больше знает?», «Волшебный мешочек», «Раскрась фигуру» и др.), а также подвижно-дидактические игры, способствующие развитию познавательной активности дошкольников («Продай дерево», «Найди дерево», «Иди на звонок», «По нарисованной дорожке», «Три задания – три желания» и др.).

Для того чтобы игры полностью решали поставленные перед педагогом задачи, необходимо строго соблюдать методику их проведения: объявление названия игры, сообщение о месте проведения игры (сидя за столом, у доски, объединяясь в группы и т.д.), о порядке использования игрового материала, объяснение хода игры, показ определенных действий учителем; подведение итогов игры, так как без заранее установленных правил игровое действие развивается стихийно, из-за чего дидактические задачи могут остаться невыполненными. Обучающие правила должны быть направлены непосредственно на организацию познавательной активности ребят, раскрывать перед ними характер и способ выполнения игровых действий. Организующие правила определяют порядок выполнения игровых и реальных отношений. Заканчивая игру, необходимо повторить ее название и основные игровые правила для того, чтобы организовать в дальнейшем самостоятельную деятельность детей.

В результате проведенного исследования нами сформулированы следующие выводы.

  1.  В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие − это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Этот возрастной период важен для развития познавательной активности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового.
  2.  Дидактическая игра является одной их уникальных форм обучения детей старшего дошкольного возраста, которая позволяет сделать интересными и увлекательными работу дошкольников не только на творческо-поисковом уровне, но и по изучению материала, осуществляемые в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной активности.
  3.  Эффективность разработанной методики проведения игр с правилами заключается в повышении уровня познавательной активности старших дошкольников. Преимущество предлагаемой вами методики по сравнению с тем, что обязан делать воспитатель, реализуя учебную программу дошкольного обрзования, заключается в систематическом использовании игр с правилами как на специально организованных занятиях, так и в повседневной жизни. Особое внимание воспитателю необходимо обращать на обучающие правила игры, которые должны быть направлены непосредственно на организацию познавательной активности ребят, раскрывать перед ними характер и способ выполнения игровых действий.

The author of the article considers the peculiarities of forming of the cognitive activity of preschool age children, reveals the levels of cognitive interest of senior preschool age children and suggests the ways of development of cognitive interest of advanced preschool age children.

Список литературы

 

1. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович; под ред.: Д.И. Фельдштейна. − М.: Международная педагогическая академия, 2005. – 285 с.

2. Бондаренко, А.К. Дидактические игры / А.К. Бондаренко // Дошкольное воспитание – 2005. −  № 7. – С. 27-32.

3. Годовикова, Д.Н. Формирование познавательной активности / Д.Н. Годовикова  // Дошкольное воспитание. − 1986. − № 1. − С. 19-21.

4. Гризик, Т. Познаю мир: методические рекомендации по познавательному развитию / Т. Гризик // Дошкольное воспитание.− 2003. − № 2. − С. 32-38.

5. Дыбина,  О. Игра – путь к познанию предметного мира / О. Дыбина  // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 4. – С. 22-24.

6. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2002. – 205 с. 

Продолжение. Начало здесь.

Дидактическая игра «На ярмарке»

Цель.

Закрепить у дошкольников знания о геометрических фигурах. Развивать внимание, логическое мышление, умение доводить свое мнение.

Оборудование.

План-схема дороги на ярмарку, на которой с помощью геометрических фигур зашифрована последовательность движения.

Игровые действия.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть схему и найти дорожку, которая ведет на ярмарку. А на ярмарку ведет и дорожка, на которой остаются зачеркнутыми все геометрические фигуры, изображенные у корзины (ведь это волшебные геометрические фигуры: они по форме напоминают изображения овощей, которые Лена несет на продажу).

В ходе выполнения работы воспитатель поощряет детей к объяснению, почему они выбрали именно ту или иную дорожку; просит объяснить, по каким признакам распознали ту или иную геометрическую фигуру.

Дидактическая игра «Я фигуру знаю, все о ней расскажу»

Цель.

Закрепить знания о геометрических фигурах учить отличать их от геометрических тел. При составлении рассказа о геометрической фигуре учить использовать опорную схему.

Оборудование.

Опорная схема для составления рассказа о геометрической фигуре, «волшебная сумка», геометрические фигуры, геометрические тела (куб, шар).

Игровые действия.

Воспитатель предлагает вспомнить все, что мы знаем о геометрических фигурах. (Мотивация: «Чтобы легче было нам найти дорогу на ярмарку», или «Чтобы в следующий раз мы уже не заблудились по дороге на ярмарку» и т.п.). Для этого детям предлагается распознать фигуру на ощупь в волшебной сумке, рассказать о ней по схеме, а потом показать всем малышам, чтобы вместе проверить, правильно ли названа фигура. Для описания используют схему:

— название фигуры, плоская или объемная?

— есть ли у нее углы или нет?

— может ли катиться? маленькая или большая?

— какого может быть цвета?

— на что похожа?

— где используют предметы (где можно встретить детали и др.) такой формы?

Детям с высоким уровнем развития математических способностей можно предложить эту схему для сравнения геометрических тел и геометрических фигур (квадрат — куб, круг — шар). В данном случае уместно обратить внимание малышей, на что больше похожи овощи: на геометрические фигуры или тела? (На геометрические тела, ведь они объемные). А когда мы можем пользоваться геометрическими фигурами, чтобы сравнивать их с овощами? («Только тогда, когда нам надо изображать овощи на бумаге»).

Дидактическая игра «Овощевод на ярмарке»

Цель.

Закрепить навыки количественного счета, соотносить число и цифру. Развивать навыки классификации по принадлежности к определенному множеству.

Оборудование.

Силуэтные изображения корзин с цифрой на каждой из них (от 1 до 6); силуэтные изображения групп овощей (множествами — в количестве от 1 до 6) и др.

Игровые действия.

Воспитатель сообщает, что овощеводы отвезли свой урожай на ярмарку, а когда уже почти все распродали, определенное количество овощей осталось. Предлагает помочь разложить овощи в корзины. Чтобы узнать, какие овощи в какую корзину класть, следует сначала их разобрать на подносе, затем посчитать, сколько каких овощей, а уже потом положить овощи в ту корзину, на которой цифрой указано их количество.

Дидактическое упражнение «Угадай, какой овощ закатился»

Развитие чувства симметрии, умение создать в воображении по части изображения целый образ.

Воспитатель сообщает, что урожай в этом году был такой большой, что овощей на ярмарку привезли очень много. Некоторые овощи не помещались на прилавке, упали, закатились под него. Педагог предлагает по части овоща, который «выглядывает» из-под прилавка, распознать, какой овощ закатился и т.д.

Дидактическая игра «Почему солнышко меньше греет?»

Цель. Развивать навыки ориентирования в пространстве («высоко-низко», «выше-ниже»). Учить устанавливать взаимосвязь между высотой солнцестояния и явлениями в природе с помощью модели движения солнца над горизонтом.

Оборудование. Модель движения солнца над горизонтом, созданная воспитанниками летом по результатам наблюдений. Отметки на модели движения солнца, сделанные детьми по результатам длительного наблюдения осенью.

Игровые действия.

Воспитатель предлагает рассмотреть модель движения солнца над горизонтом. Вспомнить, что интересного заметили дети летом, когда определяли траекторию солнца. Обращает внимание на пометки, сделанные в результате наблюдений за солнцем осенью. Вместе с детьми создают линию — «маршрут движения солнышка по небу» — согласно нанесенных отметок. Сравнивают результаты.

— время возвращения домой

— многоэтажки (или другие объекты, в отношении которых осуществляется наблюдение о местонахождении солнца в определенный отрезок времени отметки красного цвета — результаты наблюдений летом; отметки желтого цвета — результаты наблюдений осенью.

По результатам работы малыши делают выводы, что летом солнце поднимается выше, светит ярче, сильнее греет, ведь оно стоит высоко над головой, его лучи прямые.

Осенью день укорачивается, солнце «просыпается» позже, его путь на небе меньше (короче), поднимается оно ниже, чем летом; «спать ложится» солнышко тоже раньше; светит и греет меньше, его лучи косые.

Дидактическая игра «Сколько упало капель?»

Цель. Закрепить знания о составе числа 7.

Оборудование.

Демонстрационное: фланелеграф, силуэтное изображение облака, семь капелек, цифры от 1 до 7.

Раздаточное: цифры от 1 до 7.

Игровые действия.

Воспитатель сообщает, что семь дочерей-капелек оторвались от мамы-облака, несколько из них уже упало на землю. Предлагает выяснить, сколько капелек упало, и показать цифрой. Дети считают количество капелек, которые остались (это количество воспитатель обозначает цифрой на фланелеграфе). Отсчитывают от семи и определяют, сколько облаков уже упало; это количество показывают дети. Вместе с воспитателем делают выводы, что семь — это 1 и 6, 2 и 5, 3 и 4 и т. Д. (Дети демонстрируют карточку с цифрой)

Воспитатель предлагает заполнить в примерах пустые клеточки по результатам подсчетов:

1 + 7 = 3+ П = 7 5+ П = 7 П + = 7

2 + 7 = 4+ П = 7 6+ 7 = 7 + 7 =

Проблемный вопрос: «А можно «рассказать» эту историю с помощью примера, используя знак «-»? »

После совместных размышлений дети приходят к выводу, что это действительно можно сделать:

7 (столько было капелек) — 6 (столько упало на землю, общее количество уменьшилось, следовательно, знак «-» здесь уместен) = 1 (столько капелек осталось). Дети записывают в виде примеров возможные варианты:

7-1 = 6 7-3 = 4 7-5 = 2 7-7 = 0

7-2 = 5 7-4 = 3 7-6 = 1 7-0 = 7

Дидактическое упражнение «Для какого цветка?»

Развитие навыков логического мышления.

Воспитатель сообщает детям, что осенняя дождевая вода очень полезна для комнатных цветов. Мы набрали в воронки такую ​​воду вот для этих двух цветков (демонстрирует большой цветок в большом горшке и маленький — в маленьком). Предлагает детям из двух одинаковых воронок выбрать, какой воронкой какой цветок будем поливать (первая воронка водой заполнена до краев, вторая -наполовину). Дети определяют, сравнивая вес воронок.

Дидактическое упражнение «Угадай цифру»

Отработка умения мысленно рисовать образ целого по его части, закрепление знаний цифр в пределах 7.

Воспитатель предлагает распознать цифры, которые спрятались в осеннем тумане, ведь видно их только частично.

Дидактическая игра «Живые цифры»

Цель. Отрабатывать навыки порядкового счета; активизировать порядковые числительные в речи; согласовывать их с существительными в роде, падеже.

Оборудования. Цифры-эмблемы от 1 до 7.

Игровые действия.

Детям раздают цифры-эмблемы. Малыши одевают их на себя, становятся «живыми цифрами». Когда ведущий отворачивается, «живые цифры» меняются местами (хаотично). Задача ведущего — расставить цифры в порядке натурального ряда (от 1 до 7). В процессе выполнения игрового действия ведущий должен давать «цифре» команду:

— Первой должна стать Маша;

— Второй — Сережа;

— Третьей я поставлю Оксану … и т. д.

Дидактическая игра «Какой листик потерялся?»

Цель. Закрепить знания детей о смежных числах. Учить подбирать среди трех чисел то, которого не хватает.

Оборудование. Фланелеграф, изображение листьев деревьев родной местности с обозначенными на них цифрами.

Игровые действия.

Воспитатель сообщает, что поздней осенью наш клен (березка т.д.) совсем загрустили и начали терять последние листочки. Листочки слетали с дерева и падали возле него. А некоторые листочки подхватил ветерок и понес их далеко от дерева.

Предлагает выяснить, какие листочки потерялись, если известны его соседи с изображенными числами.

Дети выбирают «потерянные» листочки, выставляют их на свое место на фланелеграфе.

Дидактическая игра «Какие карточки потеряли пташки?»

Игра проводится по аналогии с предыдущей игрой. Детям предлагается ситуация, в которой царица Осень учила птиц собираться в стаи, птицы изучали числа-соседи. Некоторые карточки затерялись. Детям предлагается найти потерянные карточки.

Примечание.

В ходе выполнения работы в обеих играх воспитатель выясняет с детьми, какое число является предыдущим, какое — следующим.

Предлагается определить предыдущее и последующее число в паре чисел (1 и 2, 4 и 5, 6 и 7 и т.д.), назвать предыдущее и последующее для конкретных цифр (1, 3, 5, 7). Выяснить, что в отношении каждого числа (кроме 0) можно определить предыдущее и последующее число.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий